Усиление Московского государства и успешная политика против Орды заставили европейских монархов обратить внимание на Восток.
Правление Ивана III (1462−1505) стоит особняком в истории России: избавление от многовековой ордынской зависимости, окончательное оформление территории Московского государства (за исключением немногочисленных полузависимых анклавов, дни которых были сочтены), кодификация законов и закладывание идеологической основы существования страны на долгое время — вот далеко не полный перечень деяний самодержца. И это буквально спустя несколько десятилетий после окончания тяжёлой для государства феодальной войны.
Активная внешняя политика Ивана III на ордынском направлении (бывший сюзерен трещал по швам и распадался на глазах, чем пользовалась Москва), а также бесконечные войны против Литвы, всё больше попадавшей в орбиту влияния польских королей из династии Ягеллонов, обратили взоры крупных государственных деятелей Европы на личность великого князя.
Молодое Московское государство оказалось достаточно важным игроком, чтобы обратить на себя внимание такого могучего внешнеполитического актора, как Священная Римская империя.
Женитьба сына государя Ивана Ивановича Молодого на дочери молдавского господаря Стефана III Елене включила Московию в широкую сеть антиосманских государств. Этот династический акт сблизил также Московское княжество и Венгрию, которая противостояла турецкому вторжению. В 1482 году между государствами был заключён союз, направленный против коалиции польских Ягеллонов и Габсбургов.
В то же время Священная Римская империя попыталась использовать Московское государство в своих целях. В 1489 году в Москву прибыл посланник императора Николай Поппель с задачей подчинить Русь императору. Он предлагал Ивану III королевский титул, а также включение страны в политическую систему империи с помощью брака одной из дочерей великого князя с маркграфом баденским Альбрехтом.
Новый император Максимилиан пытался оторвать Московское государство от союза с Венгрией. Иван III же предполагал использовать мощь Германии для борьбы с главным внешнеполитическим соперником — Польшей. В определённый момент эти цели совпадали — в 1491 году был даже заключён формальный союз между странами.
Договор имел важное значение для молодого Московского государства: одна из крупнейших политических и военных сил Европы говорила теперь с Иваном III, как с равным.
Однако союз не был долговечным. К 1492 году венгерская проблема для Священной Римской империи была решена, а призывы Ивана III к Максимилиану помочь Москве в войне с Польшей и Литвой Священная Римская империя оставила без внимания — её интересовала теперь борьба с Францией, в которой Русь не могла быть действенным помощником.