В процессе инвентаризации петербургских витражей я занималась описанием одного окна в доме на Петроградской стороне, а конкретно по адресу Большой пр. ПС., д. 77.
Окно это было мне известно с юности, когда я со скромным фотоаппаратом «Смена-8М» фотографировала декор петербургских подъездов, в то время еще не настолько утративших очарование старины, как сегодня.
В этом доме на последнем этаже сохранилась фрамуга с витражом геометрического типа. Фрамуга находится довольно высоко, вблизи не разглядеть.
Будучи еще не очень опытным специалистом в области витражного искусства, я определила этот витраж как свинцово-паечный, то есть собранный из фрагментов цветного и бесцветного стекла с помощью свинцового профиля и спаянного на стыках. Это самый древний способ создания витражей, известный еще с XII века. Петербургские витражи в конце XIX—начале ХХ века массово создавались именно в этой технике.
В моей диссертации, а позже и в книге «Витражи Петербурга», изданной в 2006 году, это окно фигурировала как образец геометрического витража, выполнено в традиционной свинцово-паечной технике.
В процессе проведения переучета витражей в 2019 – 2020 гг. этот же витраж был отснят волонтером проекта Сергеем Васильевым, чьи великолепные фотографии показывают вблизи то, что человеческим глазом не увидеть на расстоянии, так как витражи находятся довольно высоко и часто освещение их не позволяет разглядеть детали.
По фотографиям Сергея я обратила внимание, что голубое стекло в шестиугольниках на средокрестиях черных линий – свинцового профиля, как я первоначально думала, имеют странный «муар», волнистый рисунок, причем с краев, а не по всему полю элемента. Этот «муар» не что иное, как имитация фактурного стекла – с выпуклым узором на поверхности. Причем нанесен рисунок местами, именно так, как видит фактуру глаз – где-то отчетливо, а там, где световой поток выше, фактура «засвечивается», и исчезает из видимости.
Тут же стали понятны и другие «странности» этого витража. Например, что шестиугольные элементы, будь они выполнены из отдельных фрагментов стекла, потребовали бы особенной линии реза на соседних бесцветных стеклах – с внутренним углом. И сегодня витражисты избегают такого «кроя» стекла, хотя это и можно сделать, а в начале ХХ века, когда стекло резали исключительно вручную стеклорезом, не было возможности вырезать внутренний угол в стеклянной пластине.
Третий момент – если внимательно разглядывать темные прямые линии – мы увидим, что они не одинаковы по толщине, а также что их выпуклость не везде равномерна, а это значит, что они не из металлической проволоки, а нанесены на стекло каким-то объемным составом. Сверху линии окрашены черной краской, а уже следующим этапом наносилась голубая краска или пленка с печатью фактурного узора.
Возможно, они сделаны способом декалькомании – это перевод полиграфически исполненного изображения на гладкую поверхность. В конце XIX — начале XX вв. он применялся не только и не столько для украшения окон, сколько для посуды, так как давал возможность дешевым и быстрым способом создавать на поверхности предмета сложные полихромные композиции.
Ну, и подтверждением догадки, что этот витраж – имитационный – стала царапина, которая проходит по голубому стеклу и части черной линии – и содранный красочный слой голубого и черного цвета неопровержимо свидетельствует о том, что витраж по сути нарисован на цельном листовом стекле.
Так, благодаря отличным фотографиям нашего времени, была расшифрована техника изготовления витража сто лет назад.
В начале ХХ века витражи из цветного стекла, собранные на свинцовый или латунный профиль стоили достаточно дорого. Поэтому в некоторых случаях домовладельцы устанавливали на лестницах более дешевые имитации, их называли тогда подделками и суррогатом.
Подробности об имитационных техниках витражного искусства начала ХХ века я расскажу вам в другой статье .
Спасибо вам , что читаете мой канал.
Буду рада вашей поддержке , лайкам и комментариям