25 августа Джеймсу Бонду всех времен и народов исполнилось 90 лет! Родившись в очень и очень небогатой семье, Шон Коннери рано начал зарабатывать на жизнь. Перепробовал множество профессий - от молочника до бодибилдера и натурщика, остановившись, наконец, на профессии актера как самой потенциально прибыльной. Слава настигла актера далеко не сразу - к 32 годам в его копилке набралось 17 фильмов и лишь восемнадцатый принес долгожданную славу и все, ей сопутствующее. После роли суперагента британской разведки Джеймса Бонда Коннери стал суперпопулярным во всем мире. По крайней мере, так ему казалось до тех пор, пока Шон не оказался в СССР. В 1969 году он прибыл в Москву для съемок в кинофильме "Красная палатка" (роль Амундсена) и оказалось, что его тут никто не знает! Ну то есть совсем никто! Хотя, учитывая, что главным противником суперагента был СССР в роли мирового зла, чему он удивлялся? В Советском Союзе не только фильмы, но и книги о Джеймсе Бонде были просто запрещены и появились лишь после перестройки.
Не удивительно, что сотруднику "Мосфильма", встречавшему артиста в аэропорту, выдали фотографию Коннери. В лицо его даже на киностудии мало кто знал, а стоять в зале прилета с табличкой "Connery" значило бы оскорбить "звезду". Что уж говорить о людях, далеких от кинематографа.
Через несколько лет эту ситуацию Владимир Высоцкий довольно язвительно обыграет в своей песне "Про Джеймса Бонда."
Обычно исполнение этой песни Высоцкий предварял подробным комментарием:
Есть такой актер, знаменитый на весь мир, Шон О'Коннери. Он играет в известных кино по знаменитым романам Флеминга. Играет он Джеймса Бонда, агента 07, супершпиона, суперчеловека и так далее, и так далее. Вот. И, значит, он очень известный человек, популярный, ходит с телохранителями там, потому что он просто истерику вызывает, особенно у дам. Вот. Ну и, значит, когда его пригласили сниматься к нам в фильм "Красная палатка". Он приехал, думал, что тут-то его уж совсем просто растерзают, поэтому он чуть ли не загримированный приехал, в черных очках. Ну а у нас его никто и не знает, потому что фильмы эти никто не видал. Вот. Значит, он так тут отдохнул недели две, а потом все-таки он избалован популярностью-то, как... Говорит: "Надо устроить какой-нибудь вечер, там, посидеть немножко". Ну ему устроили вечер. Он всех развлекал. Накупил в "Березке" напитков разных иностранных. Ну вот. Но развлекал-то он по-американски, а там никто этого не понимал совсем. А надо вам сказать, что он вообще -то в жизни очень милый человек, респектабельный господин такой, седоватый, полноватый, уже в годах. Вот. Ну и никакого впечатления он ни на кого, ни на мужчин, ни на девушек не произвел. Все съели, выпили да ушли. Ну и он... он, значит, остался один около разрушенного стола и все говорил: "Да, правда, это таинственная страна!"
(пос. Чкаловское, Гарнизонный Дом офицеров, 14.03.76)
Иногда добавлял разные цветистые подробности про вечеринку. Про банкет ему рассказали позже, а вот прибытие Шона Коннери в Москву совпало с прибытием туда же Марины Влади, которую встречал Высоцкий. И если верить Борису Криштулу (а он и был тем сотрудником "Мосфильма", что встречал заокеанскую знаменитость по фотографии, директором картины "Красная палатка"), встреча была весьма занятной. Вот как сам Борис Иосифович рассказывал об этом эпизоде в своей книге ( Криштул Б.И., Артемов В.А. В титрах последний. — М., 2002):
"...Весной 1969 года в Шереметьево я встречал Шона Коннери, который прилетел в Москву сниматься в "Красной палатке". Войдя в здание аэропорта, я сразу обратил внимание, что почти все в зале, как подсолнухи к солнцу, повернули головы в одну сторону, где в уголке спокойно стоял мой знакомый (Владимир Высоцкий). Я подошёл поздороваться. – Встречаешь кого? – спросил он. – Самого популярного актёра в мире. – Ты его уже встретил. – Нет ещё. – Хамишь... – Да нет же, звезда – иностранная. – Значит, мою жену! – засмеялся он. – Опять не угадал. Это мужик. – Сдаюсь! – он поднял обе руки вверх. – Джеймса Бонда или, если хочешь, Шона Коннери. – Ну-у, познакомь! Пока ждали багаж Шона, я их представил друг другу: – Владимир Высоцкий – самый популярный в нашей стране поэт, бард, артист театра и кино. Володя тут же добавил: – И жена у меня актриса, красавица и француженка. Гостя я отрекомендовал просто: – Шон Коннери – он же Амундсен. Багажа не было минут тридцать, и за это время к нам присоединилась прилетевшая из Парижа Марина Влади. Шон вежливо и абсолютно равнодушно поцеловал руку Марине, взглянув на неё слегка недоумённо и вопрошающе: мол, где-то, вроде, видел, а впрочем, не помню... Всё это время супруги были в центре внимания встречающих, пограничников, таможенников, таксистов, а ещё провожающих, улетающих, прилетевших, милиционеров, носильщиков, буфетчиц, уборщиц... Сначала их разглядывали издали, как экзотических зверей в зоопарке. Потом какая-то девушка сердито толкнула своего спутника, и он робко подошёл, неловко держа в руке открытку. Шон тут же достал ручку, но парень протянул открытку Высоцкому, потом Марине и, получив их автографы, отошёл. Коннери оторопел. Тут же к супругам выстроилась очередь мечтающих получить их росчерки на конвертах, журналах, газетах, фотографиях детей; кто-то тянулся с десятирублёвкой, а кто-то с паспортом. "Бонд" стоял с каменным лицом, изучая пространства поверх голов шевелящейся толпы. Ситуацию разрядил подъехавший с его чемоданами носильщик".
Думаю, этот случай в аэропорту изрядно грел самолюбие Владимира Семеновича.
Себя от надоевшей славы спрятав,
В одном из их Соединённых Штатов,
В глуши и дебрях чуждых нам систем
Жил-был известный больше, чем Иуда,
Живое порожденье Голливуда —
Артист, Джеймс Бонд, шпион, агент 07.
Был этот самый парень —
Звезда, ни дать ни взять, —
Настолько популярен,
Что страшно рассказать.
Да шуточное ль дело —
Почти что полубог!
Известный всем Марчелло
В сравненье с ним — щенок.
Он на своей на загородной вилле
Скрывался, чтоб его не подловили,
И умирал от скуки и тоски.
А то, бывало, встретят у квартиры —
Набросятся и рвут на сувениры
Последние штаны и пиджаки.
Вот так и жил, как в клетке,
Ну а в кино — потел:
Различные разведки
Дурачил, как хотел.
То ходит в чьей-то шкуре,
То в пепельнице спит,
А то на абажуре
Кого-то соблазнит.
И вот артиста этого, Джеймс Бонда,
Товарищи из Госафильмофонда
В совместную картину к нам зовут.
Чтоб граждане его не узнавали,
Он к нам решил приехать в одеяле —
Мол, всё равно на клочья разорвут.
Вы посудите сами:
На про́водах в USA
Все хиппи с волосами
Побрили волоса́.
С него стащили свитер,
Отгрызли вмиг часы
И растащили плиты
Со взлётной полосы.
И вот в Москве нисходит он по трапу,
Дает долла́р носильщику на лапу
И прикрывает личность на ходу.
Вдруг кто-то шасть на «газике» к агенту,
И — киноленту вместо документу:
Что, мол, свои, мол, хау ду ю ду!
Огромная колонна
Стоит сама в себе —
Встречает чемпиона
По стендовой стрельбе.
Попал во всё, что было,
Тот выстрелом с руки —
Бабьё с ума сходило
И даже мужики.
Довольный, что его не узнавали,
Он одеяло снял в «Национале»,
Но, несмотря на личность и акцент,
Его там обозвали оборванцем,
Который притворялся иностранцем
И заявлял, что, дескать, он — агент.
Швейцар его — за ворот.
Решил открыться он:
«07 я!» — «Вам межгород?
Так надо взять талон!»
Во рту скопилась пена
И горькая слюна —
Он в позе супермена
Уселся у окна.
Но вот киношестёрки прибежали
И недоразумение замяли,
И разменяли фунты на рубли.
...Уборщица ворчала: «Вот же пройда!
Подумаешь — агентишка какой-то!
У нас в девятом — прынц из Сомали!»
Варианты исполнения, черновики здесь
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого"