Найти тему
дневник ролевика

Зачем казаку длинный чуб-оселедец?

Оглавление

Чуб-оселедец, он же чупрына, он же хохол - в сочетании с длинными вислыми усами самый однозначный, пожалуй, маркер-определитель запорожского казака. Серьга в ухе, шаровары, люлька с табаком и гоноровая сабля идут уже вторым порядком...))

"Запорожцы пишут письмо турецкому султану", Репин
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану", Репин

А вот почему - оселедец? Откуда вообще "есть пошла" такая довольно оригинальная стрижка, и зачем она нужна?

Однозначного ответа на сей вопрос нет. В том смысле, что ни в одном документе времен существования Запорожской Сечи не прописано четко: чуб - для того-то и потому-то. Но есть ряд версий и небезынтересных слухов...)

Историческая версия


Она гласит, что подобная прическа издавна была знаком власти, принятым в роду как минимум киевских князей. Считается, что Святослав, знаменитый князь-воин, обликом был чрезвычайно подобен запорожскому казаку, с которым его разделяло пол-тысячелетия. Эта версия базируется на описании Святослава, которое сделал Лев Диакон, присутствовавший на встрече князя с императором Цимисхием:

...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...
(с) История Льва Диакона

Здесь мы имеем вообще типичного казака-запорожца - и вислые усы, и оселедец, и даже серьга в ухе. Поэтому данная теория гласит, что в регионе сохранилась некая преемственность традиций, сохранившая такую прическу.

Но есть и другая версия. Поляки, например, упорно считали оселедец "сарматской" прической...))

Альбрехт Радзивилл, литовский магнат. Портрет 1635 года
Альбрехт Радзивилл, литовский магнат. Портрет 1635 года

В Речи Посполитой XVI-XVII веков чубы-оселедцы на выбритой голове считались наследством... Древних сарматов, с которыми любили отождествлять себя шляхтичи. Сарматов, если что, в ту пору полагали народом германского происхождения. Польско-литовская шляхта предпочитала возводить свой род именно к ним, отмежевываясь таким образом от простолюдинов славянских кровей. Тогда в Польше и Литве возникла целая "сарматская мода", которая, кроме оселедцев, выразилась в особом стиле в одежде, в изобразительном искусстве, в доспехах "сарматского стиля", и т.п. О сарматах в то время знали очень мало, гораздо меньше, чем мы сейчас, поэтому польский "сарматизм" - он очень такой... Условный. Фэнтезийный ))

В этом отношении польский "сарматский" оселедец не имеет никакого отношения к прическе князя Святослава. А поскольку хронологически между периодом жизни князя-воина и периодом распространения "сарматской" моды в Речи Посполитой манеры носить оселедец у жителей Украины как-то не отмечается, можно сформулировать так:

казачий оселедец - зеркальное отражение польской шляхетской прически, существовавшей в это время и в этом месте. Польский же чубчик символизирует происхождение его хозяина от легендарных властителей степей - сарматов. Такие дела...)

Казацкая старшина, к слову говоря, на Запорожье больше всего мечтала как раз о том, чтоб ее уравняли в правах со шляхтой и позволили иметь крепостных...

Мнение казаков

Сами же казаки (точнее, их современные идеологические наследники, традиционно иного мнения. В Интернете, во многих статьях, часто встречается утверждение, что оселедец имел право носить только опытный казак, побывавший хоть раз в реальном бою. Исторический подтверждений этому лично я не нашел, так что хотите - верьте, хотите - нет...)

Теоретически в качестве знака отличия бывалого воина от салаги чуб вполне подходит. Мне встречались и утверждения, что по длине чуба определялся статус казака: чем длиннее, тем круче. А "некомбатанты", например писари, вообще не имели права на такое украшение. В принципе, знаменитая картина Репина дает этому подтверждение: там у писаря типичная для данной эпохи прическа "под горшок".

Еще одна версия (тоже ничем не подтвержденная) гласит: казаки якобы верили, что за чуб Бог вытащит их после смерти из адского котла, куда каждый казак всенепременно попадет за все хорошее, что он в жизни сотворил. А он много чего творил, одни походы за зипунами чего стоят...)) В связи с этой версией, кстати, часто рассказывают, что-де оселедец должен свисать непременно на левую сторону - "смахивать" оттуда беса. Не знам, не знам... )) У банкомета на картине Репина чубчик именно на правую сторону свисает. Банкомет - это казак без рубашки, он потому и полуголый, что ответственен за раздачу карт. Вон они, рядом с ним лежат.

-3

Такому человеку не стоит давать возможность спрятать что-либо в рукав - доверяй, но проверяй...)

Третья "народная" гипотеза гласит, что казак брил голову в целях борьбы со вшами, а оселедец оставлял просто как опознавательный знак для своих. В принципе, она коррелирует с предположением о том, что "чупрына" была знаком отличия полноправных, бывавших в бою казаков.

*Задумчиво* Вы знаете, воля ваша - но лично мне как-то в моду, пришедшую от польских магнатов, верится как-то больше, чем во все остальное...