Найти в Дзене

Пара слов о композиции

В современном мире снимать кино может каждый. Для этого достаточно просто иметь под рукой телефон и капельку желания.

Делать это эстетично — вот это уже другой вопрос.

Высшая школа режиссеров и сценаристов решила отметить 9 основных правил композиции, которые помогут вам сделать кадр чуточку лучше.

1. Правило ровного горизонта

Возможно, вам доводилось слышать такую фразу: «горизонт завален». Сейчас её используют довольно часто и даже те, кто понятия не имеет, о чем речь.

Горизонт, ты пьян. Иди домой.
Горизонт, ты пьян. Иди домой.

Что это значит?

«Заваленным» горизонтом называют тот, что не параллелен верхнему и нижнему краю фотографии.

— Но я же снимаю только в квартире! — резонно заметит внимательный читатель и тут мы сразу сделаем ремарку: «правило ровного горизонта» не про горизонт, а про линии в кадре.

Это может быть стол, пол, потолок, объекты сзади и многое другое. И (!) эти линии не обязательно должны быть только горизонтальными. Кадр становится более гармоничным, если в нем есть этот «порядок». На него становится приятнее смотреть.

Основные горизонтальные и вертикальные линии в кадре параллельны краям в кадре
Основные горизонтальные и вертикальные линии в кадре параллельны краям в кадре

2. Золотое сечение

Итак, «золотое сечение» или «правило третей» или «божественное сечение». Сама природа в устройстве всего живого использует это правило.

Да Винчи знал
Да Винчи знал

В чем оно заключается? Вообще говорить об этом очень много и долго, поэтому мы сконцентрируемся только на операторской части.

Если разделить экран условно на три равные вертикальные части и три горизонтальные, то места пересечений этих линий — это объект повышенного внимания. «Точки силы». Человеческий взгляд лучше концентрируется именно на этих точках. На правой верхней — особенно.

Поэтому, для пущей красоты рекомендуется располагать важные объекты именно в этом месте кадра. Это — опять же — упрощает восприятие вашего зрителя и делает картинку более понятной и приятной.

Магия. Не правда ли?
Магия. Не правда ли?

3. Ритм

Многие люди любят повторения. Это внушает ощущения покоя и стабильности. Ритм в изображении: это повторяющиеся или похожие объекты на равном расстоянии друг от друга. Они создают гармонию и смотреть на это очень приятно (как ни странно).

-5

4. Баланс и симметрия

Самый простой способ сделать кадр удачным — сделать его симметричным. И необязательно, чтобы левая часть повторяла правую: нужно хотя бы просто «уравновесить» изображение, добавив похожий по объему объект на другой край кадра.

Кубрик любил симметрию (к/ф «2001: Космическая одиссея»)
Кубрик любил симметрию (к/ф «2001: Космическая одиссея»)
Голову Брюса Уиллиса уравновешивают номерные знаки (к/ф «Криминальное чтиво»)
Голову Брюса Уиллиса уравновешивают номерные знаки (к/ф «Криминальное чтиво»)

5. Не режь суставы

Это правило пришло из фотографии, и зовется «правилом кадрирования человека». Суть простая: нельзя резать по суставам.

Крупные планы зачастую предполагают, что человека придется «обрезать». Но и это не стоит делать бездумно. Важно смотреть, чтобы края кадра не попадали на суставы: это выглядит некрасиво и неэстетично.

Правильное кадрирование
Правильное кадрирование
Неправильное кадрирование «по суставам»
Неправильное кадрирование «по суставам»

6. Пространство в кадре

При компоновке кадра принято оставлять больше пространства перед лицом героя и меньше — за его спиной. Так же, важно оставить больше пространства над головой. Тогда кадр «дышит» и герой ощущает себя свободнее.

Хорошо же?
Хорошо же?
А вот тут похуже
А вот тут похуже

7. Ведущие линии

Мы следим за линиями. Ведущие линии обычно представляют собой воображаемые линии, которые переходят от одного объекта к другому, чтобы привлечь наше внимание от основного объекта фокусировки к второстепенному. Этакая композиционная стрелка, указывающая на нужный объект.

Перила и дорога ведут наш взгляд (к/ф «Бегущий по лезвию»)
Перила и дорога ведут наш взгляд (к/ф «Бегущий по лезвию»)

8. Рамочная композция

Кадр по-сути уже является рамкой. Но можно в кадре выделить объекты (и сделать их более эффектными и значимыми), поместив в еще один «кадр». Это может быть что угодно: дверной проем, арка, окно или задний фон, создающий полотно. Это добавляет акценты и — опять же — делает изображение более привлекательным.

Иисус на «Тайной вечере» да Винчи находится в «рамке» из окна
Иисус на «Тайной вечере» да Винчи находится в «рамке» из окна
Рамку может создавать окружение
Рамку может создавать окружение

9. Нарушай

Все эти правила не являются жесткими законами. Они помогают создать выразительность и красоту, но следовать им вслепую не стоит.

Например, Стэнли Кубрик, оставил правило трети и заменил его на навязчивую приверженность центральному обрамлению и симметрии, давая нам невероятно мощные образы, которые изображают порядок настолько совершенным, что он становится несколько угрожающим.

Брр! (к/ф «Сияние»)
Брр! (к/ф «Сияние»)

Почерком Найта Шьямалана стали тесные, неуютные крупные планы, которые создают дискомфорт на подсознательном уровне.

Неуютно. Тесно. Помогите. (сериал «Дом с прислугой)
Неуютно. Тесно. Помогите. (сериал «Дом с прислугой)

Расстояние от лица героя — «открывает» его. Хотите показать в кадре закрытость и отчужденность — поверните персонажа «в угол».

Кто смотрел, тот понял (к/ф «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)
Кто смотрел, тот понял (к/ф «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

Угол кадра так же «прячет» и добавляет оттенок тайны, загадочности.

О боже мой, кто же это?! (к/ф «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»)
О боже мой, кто же это?! (к/ф «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»)

Заваленный горизонт создает ощущения беспокойства и безумия.

Психи, одним словом (к/ф «12 обезьян)
Психи, одним словом (к/ф «12 обезьян)

В общем, подводя итог, мы советуем вам выучить все правила и нарушать их осознано. Чтобы придумывать новые слова, стоит для начала выучить язык.

КИНОязык, в нашем случае.

Специально для

Высшей школы режиссёров и сценаристов.