Найти тему
Artfragment

Большой всплеск: бассейны в современном искусстве

Оглавление

Начался отсчет последнего летнего месяца. Границы по-прежнему закрыты с подавляющим большинством стран, но выручает искусство. Мы собрали работы, на которых — гладь бассейнов. Правда, не всегда такая голубая, какой ее привыкли представлять.

— Британец Дэвид Хокни всегда любил писать бассейны.

Собственно, это было первым, на что он обратил внимание по пути из туманной и дождливой Англии в солнечную Калифорнию. Он вспоминал:

«Когда мой самолет пролетал над Сан-Бернардино, и я увидел бассейны, дома и солнце — это взволновало меня больше, чем какой-либо другой город...».

В 1967 году Хокни написал одну из своих самых знаменитых работ — «Большой всплеск».

Дэвид Хокни, «Большой всплеск», 1967.
Дэвид Хокни, «Большой всплеск», 1967.
«Я хотел изобразить что-то, что длится всего две секунды. Мне потребовалось на это две недели».

Может показаться, что вместе с бассейнами художник писал сцены отдыха и роскошной жизни. Но сам Хокни настаивал, что его в первую очередь интересовала игра света и передача бесконечных узоров на движущейся поверхности воды.

Дэвид Хокни возле бассейна собственного дома, photo by Mary E. Nichols.
Дэвид Хокни возле бассейна собственного дома, photo by Mary E. Nichols.

— Совсем иначе бассейн изобразил другой британский художник — Леон Коссоф.

Вместе с Фрэнсисом Бэконом, Люсьеном Фрейдом и Франком Ауэрбахом он входил в так называемую Лондонскую школу, представители которой обратились не к абстрактной, а к фигуративной живописи. В 1971 году Коссоф написал «Детский бассейн». Он изобразил реальное место в одном из районов Лондона, неподалеку от собственной мастерской. В этот бассейн художник водил своего сына. Коссоф изобразил множество детей и попытался передать их безудержную энергию.

Леон Коссоф, «Детский бассейн», 1971.
Леон Коссоф, «Детский бассейн», 1971.

— Не смог обойти стороной бассейны и американец Эд Рушей.

Родоначальник текстового поп-арта в 1968 году выпустил книгу «Девять плавательных бассейнов и битое стекло». Все сфотографированные объекты находились на территории дешевых мотелях вблизи Лас-Вегаса. Снимая бассейны, Эд Рушей продолжил свой документальный проект, в рамках которого он ранее запечатлел заправочные станции и виды Лос-Анджелеса.

Эд Рушей, снимок из цикла «Девять плавательных бассейнов и битое стекло», 1968.
Эд Рушей, снимок из цикла «Девять плавательных бассейнов и битое стекло», 1968.

— Еще один американец и представитель поп-арта Том Вессельман вывел свою формулу «красоты по-американски».

В нее непременно входили светлые волосы, белозубая улыбка и красная помада. А еще — загорелое тело, ведь дом «американских красавиц» должен был быть непременно с бассейном. И их голубая поверхность проникала на работы Вессельмана.

Том Вессельман, «Nude with Still Life», 1968.
Том Вессельман, «Nude with Still Life», 1968.

— Бассейны у итальянца Джорджо де Кирико — с водой непривычного для многих цвета.

Ее он писал коричневой краской. А еще изображал так, будто это паркет в елочку. На это художника вдохновили наблюдения за солнечным светом, отраженным от поверхности отполированного пола. В середине 1930-х де Кирико начал работу над серией «Загадочные купальни» (и продолжал вплоть до 1973 года). На картинах он изображал мужчин: как обнаженных, так и полностью одетых. Одни двигались по каналам с водой, другие наблюдали за происходящим в застывших позах.

Джорджо де Кирико, «Загадочная купальня», 1938.
Джорджо де Кирико, «Загадочная купальня», 1938.

— По-разному писал бассейны современный британский художник Декстер Дэлвуд.

На полотне «Гэтсби» он изобразил бассейн на заднем дворе миллионера Джея Гэтсби в Уэст-Эгге и красный надувной матрац, плавающий на поверхности.

Декстер Дэлвуд, «Гэтсби», 2008.
Декстер Дэлвуд, «Гэтсби», 2008.

А «Бассейн Брайана Джонса» написал так, будто художник стоит на дне осушенной чаши, глядя вверх.

Декстер Дэлвуд, «Бассейн Брайана Джонса», 2000.
Декстер Дэлвуд, «Бассейн Брайана Джонса», 2000.

— У американца Эрика Фишля бассейны — фон, на котором разворачиваются сцены порой страсти, порой насилия, порой поисков собственной сексуальности.

Так, на полотне «Лунатик» художник изобразил мальчика, занимающегося мастурбацией в бассейне.

Эрик Фишль, «Лунатик», 1979.
Эрик Фишль, «Лунатик», 1979.

А на картине «Поздняя Америка» — завернутого в американский флаг ребенка, стоящего возле обнаженного мужчины, заснувшего на кромке бассейна.

Эрик Фишль, «Поздняя Америка», 2016.
Эрик Фишль, «Поздняя Америка», 2016.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.