Начался отсчет последнего летнего месяца. Границы по-прежнему закрыты с подавляющим большинством стран, но выручает искусство. Мы собрали работы, на которых — гладь бассейнов. Правда, не всегда такая голубая, какой ее привыкли представлять.
— Британец Дэвид Хокни всегда любил писать бассейны.
Собственно, это было первым, на что он обратил внимание по пути из туманной и дождливой Англии в солнечную Калифорнию. Он вспоминал:
«Когда мой самолет пролетал над Сан-Бернардино, и я увидел бассейны, дома и солнце — это взволновало меня больше, чем какой-либо другой город...».
В 1967 году Хокни написал одну из своих самых знаменитых работ — «Большой всплеск».
«Я хотел изобразить что-то, что длится всего две секунды. Мне потребовалось на это две недели».
Может показаться, что вместе с бассейнами художник писал сцены отдыха и роскошной жизни. Но сам Хокни настаивал, что его в первую очередь интересовала игра света и передача бесконечных узоров на движущейся поверхности воды.
— Совсем иначе бассейн изобразил другой британский художник — Леон Коссоф.
Вместе с Фрэнсисом Бэконом, Люсьеном Фрейдом и Франком Ауэрбахом он входил в так называемую Лондонскую школу, представители которой обратились не к абстрактной, а к фигуративной живописи. В 1971 году Коссоф написал «Детский бассейн». Он изобразил реальное место в одном из районов Лондона, неподалеку от собственной мастерской. В этот бассейн художник водил своего сына. Коссоф изобразил множество детей и попытался передать их безудержную энергию.
— Не смог обойти стороной бассейны и американец Эд Рушей.
Родоначальник текстового поп-арта в 1968 году выпустил книгу «Девять плавательных бассейнов и битое стекло». Все сфотографированные объекты находились на территории дешевых мотелях вблизи Лас-Вегаса. Снимая бассейны, Эд Рушей продолжил свой документальный проект, в рамках которого он ранее запечатлел заправочные станции и виды Лос-Анджелеса.
— Еще один американец и представитель поп-арта Том Вессельман вывел свою формулу «красоты по-американски».
В нее непременно входили светлые волосы, белозубая улыбка и красная помада. А еще — загорелое тело, ведь дом «американских красавиц» должен был быть непременно с бассейном. И их голубая поверхность проникала на работы Вессельмана.
— Бассейны у итальянца Джорджо де Кирико — с водой непривычного для многих цвета.
Ее он писал коричневой краской. А еще изображал так, будто это паркет в елочку. На это художника вдохновили наблюдения за солнечным светом, отраженным от поверхности отполированного пола. В середине 1930-х де Кирико начал работу над серией «Загадочные купальни» (и продолжал вплоть до 1973 года). На картинах он изображал мужчин: как обнаженных, так и полностью одетых. Одни двигались по каналам с водой, другие наблюдали за происходящим в застывших позах.
— По-разному писал бассейны современный британский художник Декстер Дэлвуд.
На полотне «Гэтсби» он изобразил бассейн на заднем дворе миллионера Джея Гэтсби в Уэст-Эгге и красный надувной матрац, плавающий на поверхности.
А «Бассейн Брайана Джонса» написал так, будто художник стоит на дне осушенной чаши, глядя вверх.
— У американца Эрика Фишля бассейны — фон, на котором разворачиваются сцены порой страсти, порой насилия, порой поисков собственной сексуальности.
Так, на полотне «Лунатик» художник изобразил мальчика, занимающегося мастурбацией в бассейне.
А на картине «Поздняя Америка» — завернутого в американский флаг ребенка, стоящего возле обнаженного мужчины, заснувшего на кромке бассейна.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.