Найти тему
Золотой Сокол

Краткая история фехтования. Часть 2.

К концу XVI века немецкая школа фехтования постепенно вытесняется итальянской. Это обусловлено двумя связанными друг с другом историческими процессами. Во-первых, появление и стремительное развитие огнестрельного оружия вынуждает менять тактику боя на холодном оружии. Эффективность доспехов и соответствующего им тяжелого вооружения сходит на нет. На этом фоне итальянская техника преобладания уколов над ударами и работа на более легком оружии вроде рапиры становится актуальной. Во-вторых, одежда и мода более располагает носить с собой легкую шпагу или рапиру, нежели громоздкий длинный меч. При нападении с огнестрельным оружием гораздо легче выхватить рапиру, спрятанную под плащом, чем носить меч у всех на виду, провоцируя окружающих. Очень поэтично отозвался об уходящей немецкой школе один известный французский фехтовальщик тех лет: «Их искусство поистине рыцарская наука, она должна храниться для ещё не рождённых поколений».

Развитие огнестрельного оружия не уничтожило холодное оружие, но изменило тактику боя с ним
Развитие огнестрельного оружия не уничтожило холодное оружие, но изменило тактику боя с ним

Кстати, своим появлением рапира обязана Испании, где она она впервые пришла в применение (во второй половине XV века). Более легкая, чем классический меч (ит. spada) новое оружие - espadas roperas ("меч для одежды") был удобен для повседевного ношения и достаточно опасен даже для противника в доспехах.

Вместе с расцветом итальянской техники на Пиренеях зарождается собственная испанская школа - дестреза, еще один синтез фехтования и научной геометрии, сменивший более старый, грубый испанский стиль "эсгрима".

Испанская дестреза плотно привязана к геометрии и математике
Испанская дестреза плотно привязана к геометрии и математике

А французский король в 1567 году учреждает в своей стране «Академию Мастеров военных битв», ознаменовавший появление французской школы фехтования.

Обе новые школы (испанская и французская) имеют корни в итальянских техниках. К примеру, ряд историков связывают появление дестрезы с трудами итальянского инженера, математика и фехтовальщика Камилло Агриппы. А один из последователей дестрезы - голландец Жерар Тибо, оказал немалое влияние на французскую школу фехтования. Все это говорит о том, что к XVIII веку мастера из разных государств постоянно обменивались опытом, одна школа вливалась в другую и фехтование постепенно кристаллизовалось в некую единую науку.

Итак, фехтование наконец сводится к элегантной и коварной рапире и поиску «botte secrete» (универсальная защита), на манер поиска философского камня в моде всей тогдашней эпохи Позднего Возрождения. Владение рапирой противопоставляется предыдущей "рыцарской" технике меча, а владение ею витиевато и запутанно как ренессансные диалоги. В это время появляются настоящие бестселлеры среди фехтбуков, например, Lo Schermo, Overo Scienza d'Arme Сальватора Фабриса, Scola, Overo Teatro Николетто Джиганти и блестящие работы Франческо Альфиери.

Труды Сальватора Фабриса даже сейчас считаются достойной классикой
Труды Сальватора Фабриса даже сейчас считаются достойной классикой

К XVIII веку европейские государства повсеместно формируют профессиональные армии и полицию и нужда заниматься фехтованием для защиты собственной жизни постепенно пропадает. Холодное оружие становится скорее элементом гардероба дворян, а фехтование - это показатель статуса, как умение танцевать на балах. Тогда в очередной раз произошло разделение оружия и техники работы с ним на чисто боевое и дуэльное (придворное).

Именно отсюда начинает формироваться современное фехтование - правильное, точное, элегантное и тем не менее эффективное на легчайших шпагах, поскольку оно лишено излишних украшательств и рубящих ударов, в отличие от фехтования на рапирах.

Наибольшее влияние в мире теперь занимает французская фехтовальная школа на Pariser'ах (тонкие легкие шпаги) - прообраз будущей олимпийской спортивной трехгранной шпаги. Не зря знаменитая книга английского фехтовальщика итальянского происхождения Доменико Анджело "L'Ecole de Arms" ("Школа фехтования") в XVIII веке была написана именно на французском. Прогрессивная французская техника совершенно отказывается от рубящих ударов, вводит восемь стоек-позиций и перенос клинка, атаку с действием на оружие и разрабатывают тактику боя. Труд Анджело вышел в 1763 году и на половину века стал главным стандартом фехтования, который благодаря наполеоновским войнам распространился по всей Европе.

-4

С этого времени фехтование становится настоящим спортом. Во второй половине XVIII века француз Ля Буасье изобретает фехтовальную маску. Французские мастера практикуют непрерывное движение с прыжками, длинными шагами и выпадами, а также такие экзотические способы, как запрыгивание на возвышенность для провокации удара противника в свои ноги с ответом в его голову и корпус.

Привычка носить шпагу как предмет обязательной экипировки исчезла только после Французской революции. Вследствие этого количество дуэлей на шпагах стало быстро уменьшаться.

В XIX веке открываются первые спортивные фехтовальные школы. Ну а в 1896 году на первых современных Олимпийских играх, где чемпионами рапиры стали француз и грек, а на саблях - грек.

-5