Роман «Дама с камелиями» – это самое известное произведение А. Дюма-сына, сюжет которого лег в основу знаменитой оперы Дж. Верди «Травиата». Написанное в 1848 году, оно произвело революционный эффект на французскую публику. История несчастной куртизанки Маргариты Готье, ставшей жертвой бездушного, циничного светского общества, обличала это общество и бросала ему смелый и дерзкий вызов.
Однако при внимательном прочтении романа сразу бросается в глаза не только внешняя трагедия героини, связанная с холодным, потребительским отношением к ее молодости и красоте, но и ее глубокий внутренний кризис. Главная проблема Маргариты – это ее тяга, вернее, страсть к роскоши и удовольствиям, от которых она была не в силах отказаться даже в последние месяцы своей жизни (девушка страдала чахоткой, которая в середине 19 века была смертельной болезнью). Легкомысленный, изнуряющий образ жизни с неумеренным потреблением вин и других излишеств истощил ее слабый, болезненный организм и привел к смерти. На героиню не действовали доводы рассудка: «Sempre libera» («Всегда свободна») – поет она в опере «Травиата», утверждая свое право на беспечную, ничем не ограниченную жизнь.
Ее возлюбленный Арман Дюваль на некоторое время отучил было ее от ночных пирушек, однако разрыв с этим молодым человеком стал для несчастной женщины шоком, и она снова с головой окунулась в разрушительный омут светских увеселений, который фактически добил ее.
После расставания с юношей в душе Маргариты образовалась пустота. Несчастная женщина под давлением отца Армана была вынуждена бросить своего любимого ради его условного благополучия: репутации и небольшого состояния. К сожалению, у героини не было внутреннего стержня, который помог бы ей пережить разлуку. Она не обладала ни чувством собственного достоинства (как, например, Джен Эйр, которая благодаря этому качеству смогла пережить разрыв с мистером Рочестером), ни любовью к близким и родным местам (как Татьяна Ларина, сумевшая примириться с отказом Евгения Онегина благодаря привязанности к природе и родительскому дому). У нее была лишь любовь к Арману; она отдала ее и – умерла.
Логика романа цинична и проста: чтобы выжить в высшем свете, нужно быть роковой женщиной со стальными нервами или светской львицей без «комплексов». Маргарита не была ни той, ни другой: став блестящей куртизанкой, она сохранила внутреннюю чистоту, символом которой являлись белоснежные камелии.