Отправились мы на рыбалку - на двух одинаковых лодках, с одинаковой загрузкой. С почти одинаковыми моторами... И у меня и у товарища, на транцах висят Suzuki 30.
Разница в том, что у него 4-тактный мотор, а у меня 2-тактный. Винты разные. У его 4-ёхтактника шаг 12, вместо штатного 13 (ему так комфортнее - на штатном медленно выходит в режим глиссирования).
На моём 2Т стоит винт шаг 14, вместо штатного 13 (двухтактник заметно легче выпрыгивает на глисс, а на 14 - легче и экономичнее идёт в крейсерском режиме).
Оба мотора потребляют АИ-92.
Уточнение: статья написана два года назад, поэтому цены указаны старые - но логика подсчётов такая же как сейчас.
Считаю что разные винты - не портят сравнение. Наоборот - делают более точным наш эксперимент. Не было задачи - просто сравнить технические характеристики (они есть в официальных источниках).
Задача была, сравнить, какая разница в расходе будет в реальной жизни - когда человек выбирает оптимальный режим движения, подбирает оптимальный винт для своего комплекта (лодка + мотор).
Чтоб уточнить для себя - надо ли менять 2Т на 4Т (потеряв при этом значительные деньги)? Или достаточно просто - подобрать винт, правильно вывесить мотор и проч...
Две одинаковые лодки "Крым". Три дня рыбалки, дальний маршрут, частые перемещения. Вот и замерим - реальную разницу в расходе топлива. Посчитаем всё, до копеечки - учитывая и стоимость масла.
А в конце статьи - вывод: За какое время окупается разница в стоимости 2Т и 4Т моторов? Если ли смысл платить больше?
Сравниваем: 2Т мотор Suzuki DT30S и 4Т мотор Suzuki DF30ARS
Не обращайте внимания на то, что на лодках разной формы ветровые стёкла. Лодки одинаковые, просто я установил другое стекло.
Ссылку на небольшой обзор тюнинга своего "Крыма", дам в конце текста.
Срок окупаемости (экономии на 4-тактном расходе) я буду считать на своём примере. А вы уж сами, делайте поправки - на ваши условия. Кто то меньше меня пробегает за сезон, по воде. Кто то - больше. У всех будет разный срок окупаемости.
О комфортной, тихой работе 4Т и троллинге - мы сейчас не говорим. Ниже 3 фото (можно листать).
Обе лодки были одинаково загружены бензином (и остальными вещами). После трёх дней похода - замерили, у кого что осталось в баках и канистрах. Не ставили целью - длинный пробег.
Рыбачили и перемещались по реке Обь и её протокам. Всегда рядом. Во время обычного перехода - в среднем, держали невысокую крейсерскую скорость:
Вниз по течению 38-40 км. Обороты моего 2Т при этом были 4200.
Вверх по течению 34-35 км. Мои обороты при этом 4400.
Обороты на 4-тактнике товарища - примерно на 200-300 выше.
За три дня, пробег каждой лодки составил 214 км. и почти 10 моточасов работы моторов. Часто искали рыбу, медленно двигаясь и разглядывая в эхолоты - бровки, подкосины, прибрежные свалы... Поэтому высчитывать точный расход топлива за час нормального движения, по этим данным не получится.
Медленное ползание с просмотром эхолота - внесло приличные коррективы.
Расход мы замеряли раньше - каждый для своего мотора (в крейсерском, глиссирующем режиме). Средний расход на моём комплекте с 2Т мотором 8-9 л./час. Если один + кил. 120 (вещей и бенза).
Нам было важнее другое - КАКАЯ ПОЛУЧИЛАСЬ РАЗНИЦА в расходе топлива на 2Т и 4Т моторах (при всех моих доработках - идеально вывешенном моторе, подобранном винте и проч..).
Меня интересует - стоит ли менять свой 2Т на 4Т. Как скоро оправдается цена 4-тактника?
В итоге, я израсходовал (на 2Т) 58 л. бензина. Мой товарищ (на 4Т) - 39 л. Расход на его 4Т составил примерно 67% от моего 2Т. Экономия (округляя) порядка 33%. За сезон, в среднем я трачу 1000 л. бензина. По сегодняшней цене это 40 тыс. 600 руб.
То есть, если бы у меня был такой же 4-тактник, экономия за сезон на бензине составила бы примерно 13,4 тыс. + 12,5 тыс за двадцатку масла = 25,9 тыс. руб. (результат - усреднённый).
Разница в стоимости моторов (по данным оф.дилера Suzuki - магазина "Водник") составляет 119 т.р.
Значит, если бы взял не 2, а 4Т мотор - года за 4 я бы окупил эту разницу (на бензине и 2т масле).
И что важно (при подсчётах - обычно забывают об этом!) - в итоге у меня бы остался мотор, который примерно на одну треть дороже двухтактного! У кого то ещё есть сомнения? Пишите - обсудим...
Интересует тема ПЛМ? Ещё советую почитать:
1 - Как правильно подобрать шаг винта.
2 - Результат небольшого тюнинга лодки "Крым".
3 - Ночевка в лодке и другие полезные советы.
Ссылки на канал "Лодочник" на: RuTube (ссылка), Telegram (ссылка), Одноклассники (ссылка). ВКонтакте (ссылка).