Найти тему
Ozon Travel

Мне выдали ваучер вместо денег за отмененный рейс. Это законно?

Оглавление

Лена купила билет «Победы» в Набережные Челны на майские праздники. Тот рейс отменили. Почти сразу пришло письмо о начисленных баллах, которые можно использовать для оплаты будущих поездок в течение года. 1 балл равняется 1 рублю.
Когда «Победа» снова начала летать, Лена взяла билеты на июль и оплатила их теми баллами. Майские билеты были дорогими, а июльские я купила на распродаже. Так что даже выиграла от этой ситуации: 2000 баллов остались на следующий полет.

Не всем так повезло, как Лене. Одни еще не получили ваучеры, другие вовсе не рады таким компенсациям и хотят получить реальные деньги. Это понятно. Кому-то сейчас деньги важнее будущих путешествий. Кто может получить деньги вместо сертификатов? Разбираемся в законе.

☝Как раньше работал вынужденный возврат?

Раньше при вынужденном возврате, например из-за болезни или отмены рейса, пассажир относительно быстро получал деньги за билет. То были единичные случаи и авиакомпании могли безболезненно их компенсировать.

В марте авиасообщение в мире практически остановилось. Все пассажиры разом пришли за деньгами. Чтобы вернуть одновременно все средства, пришлось бы продать самолеты и заморозить зарплаты сотрудникам.

Ситуация аномальная и авиакомпании решали ее как могли. Поначалу возвращали стоимость билетов или выдавали ваучеры и скидки на следующий заказ. Весной еще можно было вернуть деньги через чарджбэк, пока IATA негласно не одобрила ваучеры.

7 июля 2020 года в России вступили в силу новые правила компенсации за отмененные из-за пандемии рейсы. Кратко: они признают законность ваучеров вместо денег за несостоявшиеся полеты.

☝ Кого касаются новые правила?

Постановление действует для билетов российских авиакомпаний:

  • в Китай и обратно с вылетом с 1 февраля 2020 года,
  • по остальным направлениям, в том числе по России, с вылетом после 18 марта 2020 года,
  • купленным до 1 мая 2020 года.

Тем не менее многие авиакомпании продолжают выдавать сертификаты за билеты, купленные после 1 мая.

Неважно, какой был тариф — гибкий или невозвратный. Если билет попадает под условия выше, его стоимость компенсируют.

Пример. Если билет на июнь куплен 29 апреля, действуют новые правила. Если 2 мая — обычные правила возврата по тарифу.

Правила работают для российских авиакомпаний, у зарубежных — другие.

☝ Когда вернут деньги?

Если рейс отменен и билет попадает под условия из первого пункта, есть 2 варианта:

  • Использовать стоимость билета в счет оплаты любых других услуг авиакомпании, частями или полностью. Допустим, отменили полет в Осло. Авиакомпания зачислила деньги на сертификат. Пассажир может оплатить этим сертификатом другой полет в Осло или взять билет в Ригу, а на оставшуюся сумму купить страховку или дополнительный багаж. Использовать эти деньги пассажир может в течение 3 лет с даты несостоявшегося рейса. Неиспользованную сумму авиакомпания вернет через 3 года.
  • Получить реальные деньги через 3 года с даты вылета по билету. Раньше — только по усмотрению авиакомпании. Деньги вернут на карту, с которой прошла оплата. Если за эти три года она поменялась, придется лично идти в офис авиакомпании. Надеемся, эта часть закона изменится.

Ваучер — это, по сути, вклад на 3 года: на его стоимость должны начислять проценты по ставке ЦБ. На момент публикации она составляет 4,25%. Как это будет работать — увидим.

☝ Кто получит деньги раньше?

Авиакомпании вернут деньги до истечения трех лет следующим категориям:

  • Инвалидам первой или второй группы.
  • Ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Сопровождающим инвалидов первой группы или детей-инвалидов.
  • Многодетным родителям с удостоверением.

Заявление на возврат вместе с подтверждающими документами придется отнести лично в офис авиакомпании.

☝ Как использовать ваучер?

По закону пассажир должен отправить уведомление авиакомпании — по почте, лично или через форму на сайте авиакомпании. На деле некоторые авиакомпании разрешают оформлять ваучеры через агентство, где куплены билеты. Если вы покупали билет в Ozon.Travel, напишите нам в чат — проверим условия вашей авиакомпании и постараемся помочь.

После получения уведомления перевозчик начисляет стоимость билета на ваучер или сертификат. Закон обязует их делать это в течение 20 дней.
На практике у авиакомпаний разные технические возможности. Не все могут оперативно настроить форму для сбора заявок на возврат или автоматически начислять баллы за пропавшие полеты. По факту чтобы получить и использовать сертификат, сейчас требуется больше 20 дней.

Некоторые авиакомпании предлагают еще дополнительные скидки на следующий заказ, как «Аэрофлот» или Lufthansa.

В Ozon.Travel ваучеры пока можно зачесть в счет оплаты новых билетов той же авиакомпании. Надеемся, в будущем вы сможете оплачивать ими любые услуги.

☝ Кто может выиграть от новых правил?

Ваучеры на руку тем, кто передумал лететь. Многие брали билеты на летние фестивали, забеги и другие мероприятия в Европе. Их отменили или перенесли на следующий год. Ехать в этом году таким людям смысла нет, даже когда границы откроют. К тому же отдых за границей стал дороже из-за ослабления курса рубля.

Зато можно использовать ваучер для покупки билета в другом направлении или вовсе оплатить им билет для другого человека и, таким образом. Некоторые авиакомпании разрешают оплачивать ваучером билет другому человеку.

🛩 Вы получили сертификат? Успели им воспользоваться?