Самое сложное для учеников - это выучить новый материал. Зачастую в школе осознанное запоминание заменяется зубрежкой, которая ничего не дает. Научите детей методу карточек, который поможет им запоминать нужную информацию.
Почему ученики часто не учат домашнее задание? Представьте себе ребенка, который садится за уроки, открывает дневник и видит, что к завтрашнему дню ему следует выучить три параграфа, теорему, правило и что-нибудь еще. Ответственный ученик засядет за зубрежку, а тот, которому на все наплевать, вообще ничего не станет учить.
Все это потому, что часто детей не учат правильно учить. Педагог в классе объясняет сам материал, а вот то, как его потом запомнить, не рассказывает.
Тем не менее, есть много методов осознанного запоминания. Один из них - метод карточек. Он, конечно, тоже требует труда и усилий, но намного меньше, чем зазубривание целого параграфа. Чаще всего этот метод используют для запоминания иностранных слов, но его можно применять и на других предметах.
В чем заключается этот метод?
Карточка - это листочек (картонка) с двумя рабочими сторонами: одна - лицевая (рубашка), другая - внутренняя (изнанка). На лицевой стороне помещается слово (понятие, термин, имя, дата, формула и т.д.). На изнанке располагается объяснение, краткая суть, перевод, объяснение.
Так, если на "рубашке" карточки написано "причастие", то на обратной стороне должно быть его определение: "Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию".
Суть метода заключается в том, что на каждое незнакомое слово (понятие), которое нужно выучить, заводится отдельная карточка. Карточки разбиваются по темам. Так, по той же самой теме "Причастие" у ученика может быть целая колода. Это много, но так надо. Несколько понятий на одной карточке располагать нельзя, иначе это ничем не будет отличаться от текста в учебнике.
Ученик должен сам изготавливать карточки и потом, перебирая их, устраивать себе как бы "самоэкзамен". Это работает примерно так: ребенок достает из стопки карточку, читает на лицевой стороне слово и мысленно задает себе вопрос: "Что это такое?" Затем пытается сформулировать ответ на вопрос и после сверяет свой ответ с содержанием на обратной стороне карточки. Если он при ответе что-то упустил, то при самопроверке повторит.
Как делать карточки?
Есть три способа: вручную, на компьютере или в специальных сервисах. Какой из них самый эффективный? Все зависит от ученика. Скорее всего, лучше он запомнит то, что сделал своими руками. Однако если у ребенка ужасный почерк, то целесообразнее воспользоваться компьютером, иначе он не сможет прочитать, что написал на карточке.
При изготовлении карточек нужно использовать различные цвета, шрифты, размеры букв, способы подчеркивания и выделения, картинки. Все это будет способствовать лучшему зрительному запоминанию. Конечно же, делая карточки, нужно помнить золотое правило: одно понятие - одна карточка. Если ребенку, например, надо запомнить слова-исключения, то для каждого из них необходимо сделать отдельную карточку, потому что "кучкой" всё не запомнится.
Колоды можно скреплять по-разному: с помощью резинок, пружинок или веревочек, а можно разложить по отельным коробочкам.
Как заучивать карточки?
Необходимо составить некий график и выделить специальное время. Например, каждый день в 18.00 по 15 минут. Можно даже поставить напоминание на телефоне. Это поможет организовать себя. Затем карточки вытаскиваются по одной и проговариваются.
Какие компьютерные программы и приложения в Интернете помогут сделать карточки?
Карточки можно сделать в обычном MS Word или MS Power point. Есть немало сервисов для создания флеш-карточек. Например: Anki (как работать в сервисе, можно прочитать здесь).
Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".