Старинная военная защита от ран и боли
Издревле люди, бравшие в руки оружие, задумывались не только о том, как сразить врага, но и как самому защититься от неприятельских ударов, тяжких увечий и ран. Так появились щиты, шлемы и доспехи. Вот именно о доспехах, о боевых костюмах древних воинов мы сейчас и поговорим. Что главное в защитной одежде? Главное, чтобы она могла как можно надежнее уберечь воина от стрел, мечей и копий, оставаясь при этом сравнительно легкой и не сковываюшей движений бойца. Ведь воевать в натянутом на себя сейфе затруднительно. Особенно если воин передвигается на своих ногах, а не в седле боевого коня.
Тряпичные доспехи
Когда речь заходит о боевых доспехах, первым делом воображение рыцаря, закованного в латы, или русского воина в остроконечном шлеме и кольчуге. Конечно, металлические пластины лат или изящное, но прочное плетение кольчуги защищали тело бойца наилучшим образом.
Однако первые доспехи появились еще до эпохи металла и делали они из самых разнообразных материалов. Например, из кожи. Или из нескольких склеенных между собой слоев плотной ткани. Для того, чтобы боевая одежда лучше смягчала удар, она часто имела подкладку или прокладку из шерсти или рыхлой ткани. Чтобы подкладка не спадала вниз, ее простегивали, то есть пришивали к плотной основе рядами стежков, примерно так же, как это делается при изготовлении ватных бушлатов или стеганых одеял.
Примерно 2500 лет назад греческие пехотинцы-гоплиты носили "линотораксы". Слово это в переводе с греческого означает "льняной панцирь". Предполагается, что такой доспех, укрывавший бойца от плеч до пояса, делался из нескольких слоев льняной ткани, склеенных между собой. На теле воина "линоторакс" крепился с помощью шнуровки на боку и двух широких лямок, перекинутых через плечи. С виду все это напоминало жилет-безрукавку.
Чтобы защитить пах и верхнюю часть бедер, греки использовали тканую или кожаную юбку, которая называлась "птеругэс", что означало "оперение". "Птеругэс" - это такая "бахрома" из кожаных, тканых, а позже и металлических полосок. Подвижная "бахрома" защищала от удара, не стесняя движений бойца, а также служила украшением.
Торакс и лорика
Именно древние греки первыми в Европе освоили производство доспехов из металла. Они одели своих воинов не только в "поножи" - бронзовые щитки для голеней, но и в бронзовые кирасы ("торакс статиос" - "неподвижный панцирь" по-гречески). Кираса - это тот же самый жилет-безрукавка, только состоящий из двух бронзовых половинок. Так же, как и "линоторакс", кираса крепилась к телу с помощью шнурков на боках и широких лямок на плечах.
Бронзовые греческие "тораксы" были очень красивыми - они облегали тело и повторяли рельеф мускулатуры, подчеркивая стать бойца. Правда, воевалось в этой скорлупе не очень комфортно. Она годилась, скорее, для парадных случаев. Кираса была тяжелой и сильно сковывала движения. Поэтому в Греции, да и во многих других уголках древнего мира, например, в Египте и на Ближнем Востоке появлялась защитная одежда, сочетающая в себе прочность металла и гибкость тканых или кожаных доспехов. Металлические (бронзовые, а затем и железные) пластинки стали нашивать на прочную гибкую основу (ткань или кожу).
Обычно, в подражание рыбьей чешуе, металлические пластинки нашивались так. чтобы верхняя слегка прикрывала нижнюю.
Римляне переняли у греков и их бронзовые кирасы, и бахрому - "птеругэс", но привнесли и нечто свое. Разные типы своих доспехов древние жители Италии называли словом "лорика". Новым шагом в создании защитной одежды стала "лорика сегментата". У этого доспеха уже не было тканой или кожаной основы. Здесь фигурные пластинки и полосы бронзы крепились друг к другу с помощью крючков, заклепок и петель, которые придавали "лорике" гибкость. Этот доспех стал предшественником роскошных рыцарских лат Средневековья, в которых использовался тот же принцип - соединение металлических пластинок подвижными петлями.
Примерно на рубеже 1-го и 2-го веков до нашей эры у римлян появилась еще одна новинка - "лорика хамата". По-русски такой вид доспеха называется кольчугой. Эта длинная рубашка, иногда с рукавами, иногда без, была соткана из тысяч маленьких бронзовых или железных колец. Каждое колечко соединялось с еще четырьмя из верхнего и нижнего рядов. Чем же была хороша "лорика хамата"?
- Первое преимущество - гибкость, отсутствие сплошных жестких пластин.
- Второе достоинство - легкость. Кольцо гораздо легче металлической чешуйки такой же площади, а по прочности почти не уступает ей.
Кольчуга неплохо выдерживала не только рубящие, но и колющие удары мечей, копий и стрел.
О чём рассказал гобелен из Вайо
После крушения Римской империи полторы тысячи лет назад Западную Европу завоевали народы, стоявшие на гораздо более низком уровне культурного и технического развития, чем древние римляне и греки. На несколько столетий кольчуга была, по-видимому, забыта. Судя по некоторым свидетельствам, франки, попытавшиеся создать в 9 веке нашей эры новую крупную империю в Западной Европе, воевали в металлических кирасах и кожаных доспехах с нашитой на них металлической чешуей. Но уже вскоре кольчугу ждало триумфальное возвращение.
В 1066 году произошло одно из главных событий истории Средних веков. Правитель Нормандии (север Франции) герцог Вильгельм объявил, что после смерти бездетного английского короля Эдуарда Исповедника трон Англии должен принадлежать ему, ибо такова якобы была воля покойного. Однако английская (англо-саксонская) знать избрала новым королем графа Гарольда.
Вильгельм решил добиться своего силой, и стал готовиться к высадке на Британские острова. Гарольд тоже не сидел сложа руки. Он собрал войско, но пока дожидался вторжения с юга, на севере Англии появились норвежские викинги под командованием короля Харальда Хардраада. Гарольд поспешил с войсками к городу Йорк, и там у местечка Стэмфорд Бридж встретился с врагом. В тот день, 25 сентября 1066 года, победа была на стороне англичан. Нападение удалось отразить, а норвежский король Харальд погиб. Но, похоже, норвежцы и нормандцы были в сговоре.
Всего лишь через три дня после битвы при Стэмфорд Бридже, 28 сентября, войска Вильгельма пересекли на ладьях Ла-Манш и высадились в Англии.
Теперь путь Гарольда лежал обратно на юг. Утомленные двумя длинными переходами и тяжелым сражением с норвежцами, воины английского короля заняли оборону на холмах неподалеку от местечка Гастингс. Свои позиции англичане прикрыли палисадом - частоколом бревен, вбитых в землю. Это была отличная идея!
Большая часть стрел, вылущенных из нормандских луков и арбалетов, досталась бревнам. Воины Вильгельма пытались стрелять навесом - так чтобы стрелы перелетали через частокол. - но и это не позволило прорвать английскую оборону. И тогда нормандцы пошли на хитрость. Они ринулись в очередную атаку, а затем резко повернули назад, изображая бегство.
Самонадеянные воины Гарольда решили, что победа в их руках и осталось только догнать и добить противника. Но как только они выбежали за палисад, выяснилось, что бегство мнимое. Нормандские пехотинцы и конные рыцари повернулись к англичанам лицом к лицу и стали громить более слабое войско Гарольда. Бежать обратно под защиту частокола было уже поздно. К тому времени лагерь англичан захватил специальный засадный отряд нормандцев. Так Англия оказалась в руках нормандцев, а ее новым королем стал Вильгельм, принявший титул "Завоеватель".
О военной экспедиции армии Вильгельма рассказывает один из самых интересных изобразительных памятников Средневековья. Это "гобелен Байо" - 70-метровый ковер,сотканный, по преданию, королевой Матильдой, женой Вильгельма. Вся история высадки на британский берег и битвы с англичанами отражена в многочисленных тканых рисунках на гобелене. здесь можно очень хорошо разглядеть оружие и доспехи сражающихся. Нет ни малейшего сомнения в том, что воины с обеих сторон воюют в кольчугах. Эти кольчуги сделаны в виде сплошных комбинезонов, закрывающих тело от шеи до колен.
Рыцарский шкаф
Кольчуги были главной защитной одеждой и в Первом крестовом походе, который начался через 30 лет после битвы при Гастингсе. Этот объединенный поход европейского рыцарства в Палестину стал своего рода встречей военных технологий Запада и Востока. Выяснилось, что кольчуга оказалась очень популярной и у мусульманских народов, причем доспехи и оружие, выкованные арабскими, турецкими, персидскими мастерами, отличались от европейских более высоким качеством!
Производство кольчуги было делом дорогим и хлопотным. Существовало несколько способов соединения колец между собой, а также изготовления самих колец. Поначалу кольца просто вырубали из листа металла. Затем, когда научились "волочь" проволоку, кольца стали изготавливать из проволочных прутиков, которые замыкались заклепками или кузнечной сваркой.
В Европе кольчуга приняла форму "хауберка" - длинной рубашки ниже колен, в целом напоминавшей римскую "лорику хамату". Для смягчения ударов под кольчугу надевали толстую стеганую одежду, края которой выступали из-под хауберка. Голени бойца дополнительно защищались поножами.
Лишь к 14 веку на арену постепенно выходят латы - пластинчатый доспех. Поначалу основой нового поколения доспехов все равно оставалась кольчуга. Лишь отдельные, наиболее уязвимые части тела (коленные и локтевые суставы. грудь, плечи) стали прикрывать металлическими пластинками. Затем появились нагрудники, наспинники, набедренники.
Мастера научились делать такие сочленения фигурных металлических пластин, которые позволяли воинам сгибать руки и ноги, облаченные уже не в гибкую кольчугу, а в твердые латы. Примерно к середине 15 века знатные воины Западной Европы облачаются в полный пластинчатый доспех. Это был настоящий "бронешкаф", в который человек закрывался с ног до головы - ее защищал шлем с открывающимся забралом. Латами теперь прикрывались не только сами рыцари, но и боевые кони. Конечно, полный латный костюм был доступен только королям и очень богатым рыцарям. Солдаты более низкого звания продолжали сражаться в кольчугах, а то и вообще в стеганых матерчатых доспехах.
Рыцарские латы зачастую оказывались подлинным произведением искусства. На них гравировались гербы и девизы, порой их покрывали эмалью, так что не редки были латы черного, красного или зеленого цветов.
Вершиной латного мастерства стал так называемый миланский доспех. В нем уже не было ни единой щели, не защищенной броней. На поверхности лат были сделаны специальные бороздки (рифления). Попадая в них, клинок или острие неприятельского оружия соскальзывали с доспеха, не причиняя обладателю лат никакого вреда и боли.
Так получилось, что именно полный пластинчатый доспех связан в нашем воображении с образом средневекового рыцаря. Но вот оказывается, что главные битвы Средневековья - нормандское завоевание Англии, Крестовые походы и даже Столетняя война закончились до того, как этот защитный костюм полностью сложился. Появившись лишь в 15 веке, достигший своего расцвета в 16-м и почти вышедший из употребления в 17-м, рыцарский "бронешкаф" запомнился в истории, скорее, своими красотой и необычным видом, а вовсе не выдающейся ролью в старинных войнах.
Развитие технологии и промышленности в Западной Европе привело не только к появлению мощных и изысканных лат, но и к распространению и совершенствованию огнестрельного оружия, которое сделало тяжелые металлические доспехи бесполезными на поле боя.
Древняя Русь, подобно своим соседям-врагам, степным народам Азии, никогда не применяла тяжелую конницу. Именно поэтому полный пластинчатый доспех, типа одеяния западных рыцарей 15-16 веков, у нас так и не появился.
Самыми древними типами защитной одежды у нас были кольчуга и "броня" (доспех из нашитой на основу металлической чешуи).
Другие виды доспехов (в основном пришедших к нам с Востока) имели в своей основе кольчугу. Например, колонтарь состоял из связанных кольчужным плетением горизонтальных полосок-пластин. Байданой назывался особый вид кольчуги из крупных, приваренных друг к другу колец. Заимствованный у персов "бехтерец" - это доспех, состоящий из броневых пластин, соединенных металлическими кольцами.
Интересно, что до самого 18 века в русских войсках применялся матерчатый доспех "тегилей" - длинный стеганый кафтан с высоким воротом. Выходит, этот "динозавр" среди защитных костюмов пережил и латы и кольчуги.