Несколько статей подряд я посвятила архитектурным памятникам Индии, создаваемым в древности и средневековье приверженцами разных религиозных традиций, а потому обладающих уникальными чертами (ссылки на публикации внизу этой статьи). И говорила, что после колонизации этого субконтинента европейцами, национальная культурная традиция оказалась постепенно забыта.
Однако, и во времена европейской колонизации, в Индии всё-же создавали удивительные архитектурные памятники. К таким жемчужинам, относится комплекс Махабат Макбара в городе Джунагадх (википедия сообщает, что это город и муниципалитет в индийском штате Гуджарат. Административный центр округа Джунагадх).
Так исторически сложилось, что округ Джунагадх был основан только в середине 18 века (1748 г.), а в начале 19 века попал под британский протекторат. Поскольку этот регион находился достаточно далеко от политических и экономических центров, то здесь, фактически, управляли местные власти, которые хранили собственные традиции, но невольно впитывали и привнесённое европейцами.
Именно в это время и был построен этот фантастически красивый, буквально, сказочный, архитектурный ансамбль, в котором причудливо смешались всевозможные стили, проникавшие в Индию, с существовавшими в ней изначально. (Для обозначения такого стилевого смешения используют термин "эклектика")
Этот небольшой комплекс включает два здания:
1. Мавзолей местного правителя Махабат Хана II, называемый Махабат Макбара;
2. Мавзолей Бахадуддин-бая Хасейн-бая, который был визирем, и почитаемым человеком при дворе уже упомянутого Махабат-Хана II. Это здание называется - Бахауддин Макбара.
Создатели этих строений, наследуя любовь индийских мастеров ко всему яркому, декоративному, сложному, сумели соединить, казалось бы не сочетаемое, создав своеобразный образец эклектики - индо-исламско-европейской архитектуры. Чего же здесь только не "намешано"?
- Сооружения эти создавались индо-исламскими правителями, и относятся, безусловно, к индо-исламской архитектуре;
- однако, в их конструкции явно читаются черты европейской готики, причём, неуловимо чувствуется влияние венецианской разновидности этого стиля, впитавшего элементы арабской и византийской архитектуры;
- обращают на себя внимание огромные окна - вполне-таки французкие, почти во всю стену, до самого цоколя;
- луковичные купола, в таком количестве, встречающиеся, пожалуй только в русской православной архитектуре (вспомните церкви московского или нарышкинского барокко, например);
- элементы декора, очевидно напоминают об европейских дворцах, строившихся в XVII-XVIII веках, в стиле барокко или рококо;
- при этом декоративная резьба в камне - совсем в духе традиционных индийских храмов и дворцов;
- причём, из-за использованного материала (светлый мрамор), тонкости и причудливости этого декора, больше всего это похоже на дело рук джайнских мастеров. (А ведь это Гуджарат - здесь в средние века строились великолепные джайнские храмовые ансамбли).
И завершают всю эту причудливую смесь минареты, окутанные спиралевидными лестничными подъемами, словно ввинчивающиеся в небо.
Вся эта причудливая архитектура, напоминающая зефирное пирожное, возводилась в течение 14 лет с 1878 по 1892 гг. Этот памятник не так известен, как другие постройки классической Индии. А жаль. Не правда ли сказочная, фантастическая, но очень индийская - пышная и избыточная красота?
Если Вас заинтересовала статья, то рекомендую ознакомится и с другими моими материалами, посвящёнными культуре и искусству Древней и Средневековой Индии.
Культура Индии. Что она дала миру и на какие периоды принято делить её историю?
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Великие памятники литературы Древней Индии.
Литература Древней Индии после великих поэм.
Древняя Индия. Архитектурные памятники буддизма.
Древняя Индия. Буддийский изобразительный канон. Росписи Аджанты.
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 1
Загадочные и великие индуистские храмы. Часть 2.
Шедевры индо-исламского зодчества.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Белокаменное кружево джайнских храмов Индии.
Сказочная архитектура колониальной Индии. Комплекс Махабат Макбара - манифест эклектики.
О музыке в древней и средневековой Индии.
Классический индийский танец, как служение богу. Бхаратнатьям.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.