Если попросить любого руководителя описать идеального члена команды, то каждый без сомнений скажет, что «лучший сотрудник – это замотивированный сотрудник».
Но как мотивировать своих подчинённых? У компании не всегда есть возможность для дополнительных денежных выплат работникам. Можно запланировать бюджет для премий на следующий год, но результат нужен «здесь и сейчас». Что же делать?
В первую очередь, стоит отметить, что не любого сотрудника можно замотивировать дополнительными выплатами. К каждому работнику необходим свой подход и своя система мотивации. Чтобы понять, как взаимодействовать с персоналом на предмет мотивации, необходимо разобраться, к какому типу сотрудников относятся ваши подчинённые.
Ниже приведена классификация сотрудников по В.И.Герчикову.
Инструментал
Его в работе интересует только доход. Инструменталу важна оплата труда, а не его содержание (т. е. труд является инструментом для удовлетворения других потребностей); важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Как мотивировать? Деньги, деньги и только деньги. Это как раз тот тип работника, которому важны только материальные блага. Отличная мотивация для данного сотрудника — премии, увеличение заработной платы, денежные бонусы.
Наказание: штрафы, лишение премии.
Профессионал
Этот сотрудник стремится к развитию, ему важен карьерный рост. Всегда проявляет инициативу. Профессионала интересует содержание работы, не согласен на неинтересные для него проекты вне зависимости от размера их оплаты.
Как мотивировать? Конечно же, общественное признание. Лучшая мотивация для профессионала — это карьерный рост, улучшение условий труда, оплата обучения и повышения квалификации.
Наказание: игнорирование личных достижений сотрудника и его подчиненных, ухудшение условий труда и лишение возможности учиться и развиваться, завал рутинной работой.
Патриот
Для патриота важно осознание своей незаменимости. Он стремится к участию в важных для компании делах; хочет, чтобы его ценили и уважали. Также сам стремится заботиться о других сотрудниках. Готов жертвовать своими интересами ради интересов организации, но нуждается в поддержке руководителя.
Как мотивировать? Никто так не любит похвалу, как патриот. Его лучшей мотивацией будут грамоты, награды, присвоение звания "лучший сотрудник", доска почёта.
Наказание: выговоры, угроза потери работы.
Хозяин
Этот тип сотрудника настоящий "хозяин в доме". Он охотно берет на себя ответственность, просчитывает все до мелочей. Характеризуется обостренным требованием свободы действий, не терпит контроля.
Как мотивировать? Для рядового сотрудника отличной мотивацией будет возможность взять на себя полную ответственность, а также принимать участие в управлении. Для руководителя - привлечение к совладению, владение акциями.
Наказание: Контроль, работа "под указкой".
Люмпен
Данный тип сотрудника — страшный сон для работодателя. Он не хочет работать в принципе. Люмпен делает только то, за что его не накажет босс. Ему все равно, какую работу выполнять, он согласен на низкую оплату. Не стремится повысить квалификацию, сам не проявляет активности и негативно относится к активности других.
Как мотивировать? Люмпен любит заботу. Хорошей мотивацией для него будет ДМС, комфортные условия для отдыха.
Наказание: Выговоры, угроза потери работы.
Одной мотивации недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного идиота.
Джим Рон