Найти тему
Crimiz Lite

Форос — как много в этом слове для сердца чуткого слилось…

Оглавление

Несколько лет общественность Фороса борется за то, чтобы на доме, где жил известный крымский правозащитник, краевед и писатель Павел Фирсов, появилась мемориальная доска. Пока — безуспешно. Жители посёлка благодарны ему за то, что он популяризировал Форос, проводил для отдыхающих бесплатные содержательные экскурсии. А ещё боролся за то, чтобы этот райский уголок был доступен всем, без исключения. Достаточно вспомнить его самоотверженное противостояние с бизнесменами и власть имущими за свободный доступ в Форосский парк. К сожалению, неравная борьба с чередой судебных разбирательств подорвала его здоровье — 1 января 2013 года сердце П. Фирсова перестало биться. До своего шестидесятилетия Павел Петрович не дожил несколько месяцев.

Павел Фирсов
Павел Фирсов

Павел Фирсов — не коренной форосец: родился в Москве, в семье военнослужащего. По долгу службы отца семья часто меняла место жительства: пришлось поколесить по всему Советскому Союзу, пожили и за границей — в Польше. В Форос он впервые попал в 1981 году после призыва в армию: в посёлке дислоцировалась воинская часть, в которой он служил. Новобранца Фирсова назначают заместителем командира роты по политической части. В то время в Форосе строили санаторный комплекс, в возведении которого участвовало его воинское подразделение. После завершения строительства Павел круто меняет жизнь — оставляет воинскую службу и принимает предложение работать в санатории «Форос» в должности заведующего клубом. Такое решение не было спонтанным — этот край пленил его с первого взгляда. Вот как он описал очарование курортным посёлком в своей книге «Форос. Очерки, воспоминания и фотографии»: «Всё вокруг: природа, горы, море — сейчас уже до боли знакомое, когда-то поразило своей красотой. Это была любовь с первого взгляда. С годами эта любовь не угасла. Всегда открываешь для себя что-то новое, загадочное. Форос околдовывает, настраивает на творчество. Здесь каждый — это поэт, писатель, музыкант, композитор, художник. В Форосе живёшь совсем другой жизнью. Когда хоть ненадолго покидаешь любимый сердцу уголок, душа томится по синему морю, горным вершинам, сказочной прелести парка. Покой приходит только когда возвращаешься в родные места и снова попадаешь в плен этой сказочной красоты. Иногда смотришь на всё, что вокруг, и думаешь, не сон ли это? Если сон, то сон наяву. Признаюсь тебе в любви, мой милый Форос». Кстати, и свою большую любовь — спутницу жизни Анну Ивановну он также встретил здесь.

Во славу малой родины

Сложно найти человека, равнодушного к красотам этого живописнейшего уголка Крыма. Полюбив Форос раз и навсегда, Павел Фирсов не просто наслаждался его дивной красотой, памятниками культуры и архитектуры. Он с головой погрузился в историю посёлка. Работая с архивами, открыл для себя много интересного, и ему было важно поделиться этими знаниями с другими. Он пишет книги, публикуя уникальные фотографии и малоизвестные факты, каким был Форос на рубеже XIX—XX веков, о судьбах тех, кто создавал этот сказочный уголок. Например, изучая прошлое главной достопримечательности Фороса — храма Воскресения Христова, возведённого владельцем здешнего имения А. Кузнецовым, краевед не обнаружил сведений о первом священнике — Павле Ундольском. Единственную его фотографию, опубликованную в книге «Форос. Очерки, воспоминания и фотографии», ему передал действующий на тот момент священник — отец Евгений. Книгу прочитал житель Санкт-Петербурга, который подсказал автору адрес внучки Ундольского, проживавшей в Алупке. После этой встречи П. Фирсов отправился во Владимир, где встретился с внуком первого настоятеля храма — Александром Ундольским. Там узнал, что один из сыновей священника, Василий, служивший в царской армии в Севастополе, был расстрелян в 1920 году в Багреевке (пригород Ялты, где в годы красного террора проводились массовые расстрелы) и что в семье бережно хранят бесценные исторические дневники, написанные младшим сыном священника Николаем. В дневниках — история его жизни в Форосе: любовные романы, землетрясение, голод, расстрелы. Основываясь на этих реальных воспоминаниях, Павел Петрович написал книги «Храм воскресения Христова. Форосское чудо» и «Форос глазами Николая Ундольского». После встречи с дочерью Фёдора Шаляпина — Мариной Фреди выходит книга «Форосское царство». Ещё он создал персональный сайт «Фирсов о Форосе», где популяризировал любимый посёлок как курорт.

Он много знал о Форосе и делился своими знаниями с другими
Он много знал о Форосе и делился своими знаниями с другими

— Павел Фирсов написал восемь книг, в числе которых и путеводитель «Всё о Форосе», которые до сих пор издаются и пользуются популярностью. Все они написаны на основе документов. В их числе архивы дворца А. Кузнецова. Павел Петрович боролся за то, чтобы доступ во дворец был открыт. Он проводил там экскурсии. К сожалению, после его ухода уже шесть лет по непонятным причинам дворец закрыт для посещения. А недавно территорию обнесли забором. Но в закрытом помещении не выдерживается температурный режим, влажность может уничтожить уникальные панно — картины известного русского живописца Юлия Клевера, которые там находятся. Общественность бьёт тревогу, ведь часть книг из уникальной библиотеки дворца неизвестные в буквальном смысле уже выбросили на помойку. Именно там местные жители находили некоторые издания с печатью «Библиотека дворца Кузнецовых», — сетует форосская общественница Марина Рикмэн.А ещё Павел Петрович стал организатором интересного и яркого песенного фестиваля, который собирал большое количество талантливых участников из разных уголков СНГ. И всё это во славу малой родины — Фороса.

Санаторий против Фирсова

Одним из любимейших мест П. Фирсова был парк санатория «Форос», созданный в начале ХХ века графом А. Кузнецовым. Он организовывал в нём интереснейшие бесплатные экскурсии, на которые собирались сотни людей. Молва о них передавалась отдыхающими из уст в уста. Естественно, когда руководство санатория решило закрыть его для приезжих и местных жителей, П. Фирсов стал организатором и вдохновителем митингов протеста. На одном из них краевед отодвинул в сторону не укреплённый, наспех выставленный турникет, перекрывавший свободный доступ в парк «Форосский» и открытый проход к морю. Это стало поводом, чтобы прокуратура Ялты возбудила против П. Фирсова уголовное дело. Ему инкриминировали злостное хулиганство: противоправными действиями он, по подсчётам администрации санатория, нанёс ущерб на сумму 151 тыс. грн. Огромные по тем временам деньги. Учитывая, что средняя зарплата в тот период была около трёх тысяч гривен, выплачивать эту сумму ему бы пришлось более четырёх лет. Началась череда судебных процессов. Местные жители поддерживали своего героя. «Все форосцы надеются и верят в то, что суд примет справедливое решение. Побольше было бы таких «хулиганов», которые открывают парки для людей! Хочется жить по-человечески, свободно дышать и ходить по Форосу без пропусков и паспортов!» — писали люди в соцсетях.

П. Фирсов возглавил митинги протеста
П. Фирсов возглавил митинги протеста

Больно, что нет, радостно, что был

— Форосский парк открыт по сей день. Павел Петрович нашёл все документы, подтверждающие неправомочность действий новых владельцев. Они не имели права перекрывать свободный доступ на территорию. Во-первых, это памятник садово-парковой архитектуры. Во-вторых, там находится могила лейтенанта Александра Терлецкого, который в годы Великой Отечественной войны был начальником Форосской погранзаставы (кстати, одна из глав книги П. Фирсова «Форос. Страницы истории» посвящена его подвигу). Там же находится и братская могила, где захоронены восемь бойцов, погибших в годы Великой Отечественной. К ним тоже должен быть свободный проход. Павел Петрович представил эти документы в Совет министров Крыма. В итоге кассу и турникет убрали. Но борьба за парк забрала много сил. Его жизнь оборвалась 1 января 2013 года. Через год ушла и жена. Вот такая трагедия, — рассказала М. Рикмэн.Уход П. Фирсова болью отозвался в сердцах всех, кто его знал. На его странице в соцсетях было много соболезнований. Например, год спустя Нина Колмовская написала: «Уже год как с нами нет Павла Фирсова — талантливого, доброго, красивого человека. Если пересмотреть его фотографии, то почти всюду на них он в гуще людей — на экскурсиях ли, на дискотеке или у парка, который так бесстрашно отвоевал для всех нас. Павел Петрович умел жить интересно и заражать этим других. Вокруг него всегда были улыбающиеся, весёлые или восторженные лица. Давайте вспомним его в этот день, вспомним светло — потому что он был очень светлым человеком, и где-то там, далеко-далеко от нас, я уверена, этот свет не угасает…». Лариса Калюжная (Петухова) посвятила ему стихотворение: «И было всегда так, от века до века,/(Но кто-то, быть может, забыл):/ Нам БОЛЬНО от мысли, что нет человека,/ Но РАДОСТНО знать, что он был!/ И светлая память о нём сохранится,/ О нём не забудут вовек!/ В народе о людях таких говорится:/ «Редчайшей души человек!».

Экскурсии Павла Фирсова собирали сотни людей
Экскурсии Павла Фирсова собирали сотни людей

— Его до сих помнят и чтят не только в Форосе. Отдыхающие спрашивают: «Почему на доме Павла Фирсова нет мемориальной таблички?». В 2013 году, когда он умер, Алупкинское экскурсбюро обещало её установить. Увы. Но мы не теряем надежды, продолжаем бороться: Павел Фирсов — герой нашего времени, легенда, — выражает общее мнение жителей курортного посёлка М. Рикмэн. 24 августа П. Фирсову исполнилось бы 67 лет. Общественность Фороса соберётся возле его дома (в этот день они собираются каждый год), вспомнит, «каким он парнем был», как Форос любил... И было бы очень символично и справедливо, чтобы на доме, где он прожил счастливые годы, наконец-то появилась мемориальная доска. Это — обращение к руководителю территориального органа Форос и к мэру Ялты.

Елена ШАСТУН
Фото из Интернета и социальных сетей