Наверное, все, кто интересуется историей Великой Отечественной войны, на вопрос о том, когда появилась советская гвардия, сразу ответят, что это произошло в боях под Ельней.
Тем более, что основным источником информации о ходе войны для многих всегда служила книга Г.К, Жуков «Воспоминания и размышления», а там прямо написано:
«За боевые подвиги, организованность и воинское мастерство, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, 100-я стрелковая дивизия была переименована в 1-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Отважно сражались за Ельню 127-я стрелковая дивизия полковника А. З. Акименко, 153-я стрелковая дивизия генерал-майора Н. А. Гагена, 161-я стрелковая дивизия полковника П. Ф. Москвитина. Эти дивизии соответственно были переименованы во 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские стрелковые дивизии.»
И вроде бы все выглядит вполне логично. Наступление под Ельней в советское время считалось одной из первых успешных операций Великой Отечественной и первой успешной операцией, проведённой Жуковым в войне. И вполне естественно, что отличившиеся в этом наступлении дивизии и стали гвардейскими.
Однако, поскольку сейчас уже стало понятно, что практически любая информация советского периода нуждается в проверке, стоит обратить внимание и на историю первых гвардейских дивизий Красной Армии.
Начнём с того, что сейчас мы точно знаем: сражение под Ельней назвать удачным для РККА можно лишь с большой натяжкой. Потери были огромные, поставленные задачи (окружение немецких войск на Ельниском выступе и дальнейшее наступление) выполнены не были. «Помогло» командование Вермахта, решившие не удерживать ненужный им Ельнинский выступ. В результате немецкие дивизии с выступа были выведены, причем при этом они ещё и нанесли немалый урон войскам нашего Резервного фронта. Однако на фоне других операций, конечно, наступление под Ельней советское командование могло считать успешным. На безрыбье же…
А вот в том, что касается гвардейских дивизий, тут авторы книги «Воспоминания и размышления» довольно сильно «ошиблись».
Итак, звание гвардейских было присвоено приказом народного комиссара обороны № 308 от 18 сентября 1941 года сразу четырём стрелковым дивизиям: 100-й, 127-й, 153-й и 161-й.
Давайте начнём с двух последних. Как легко убедиться, 153-я и 161-я стрелковые дивизии едва ли могли отличиться под Ельней, поскольку воевали в составе Западного фронта. Обе дивизии в Смоленском сражении в июле попали в окружение, но смогли вырваться, частично пополнены и находились в составе 19-й и 20-й армий. В начале сентября обеих остатки дивизий были выведены с фронта. Уже тогда они получили звание гвардейских, и далее были переброшены на Ленинградское направление, а потом воевали на других фронтах.
Что касается 100-й стрелковой дивизии, то она действительно принимала самое активное участие в боях под Ельней. Надо заметить, что присвоение гвардейского звания именно этой дивизии в первую очередь, было вполне ожидаемо. Ещё до войны она считалась лучшей в Красной Армии. Правда, под Ельней воевала уже не совсем предвоенная дивизия, так как из окружения вырвалось не более трети личного состава, и соединение пришлось спешно доукомплектовывать.
Самая сложная ситуация со 127-й стрелковой дивизией. Она в период боёв под Ельней действительно входила в состав Резервного фронта. Но как видно на карте, едва ли могла сильно отличиться в наступлении на Ельню, так как находилась далеко на левом фланге фронта
Дело в том, что остатки 127-й дивизии только в начале августа переправились через Днепр, и после этого её спешно доукомплектовывали. Какое-то время один из её полков занимал оборону на одном из второстепенных участков фронта северо-западнее Ельни.
После частичного доукомплектования 127-я дивизия была передана Брянскому фронту, в составе которого она числится уже на 1-е сентября. Почему-то мне кажется, что звание гвардейской, 127-й дивизии присвоили отнюдь не за боевые действия под Ельней.
Возможно авторы книги просто ошиблись, потому что в числе первых гвардейских дивизий действительно четыре (если, конечно, считать 127-ю) воевали в составе Резервного фронта и были под Ельней. Поскольку звание гвардейских получили 107-я и 120-я стрелковые дивизии, которые под Ельней активно сражались и стали 5-й и 6-й гвардейскими, соответственно. С одной стороны, вроде бы над книгой работал серьёзный коллектив, явно имевший доступ к архивным документам. С другой — в этой книге подобных «ошибок» так много, что удивляться не приходится.
Четкой формулировки о том, за какие именно заслуги дивизии получали звание гвардейских в приказе № 308 нет, есть лишь общая фраза:
За боевые подвиги, организованность, дисциплину и примерный порядок
Возможно, стоит обратить внимание на другую фразу из того же приказа:
… эти дивизии не впадали в панику, не бросали оружие, не разбегались в лесные чащи, не кричали «мы окружены», а организованно отвечали ударом на удар противника, жестко обуздывали паникеров, беспощадно расправлялись с трусами и дезертирами, обеспечивая тем самым дисциплину и организованность своих частей.
Учитывая, что все четыре дивизии перед этим попадали в окружение, но смогли вырваться, может быть, в этой фразе приказа и указана основная причина? Впрочем, интереснейшая тема присвоения гвардейских званий требует отдельного исследования. И разумеется не в рамках этой статьи.
Засим прощаюсь, но рекомендую вам прочитать мою статью: