Написать этот материал меня натолкнула случайная встреча в последний июньский день с очень интересным поездом. С виду обычный состав из типовых пассажирских вагонов серого цвета. Но намётанный глаз сразу заметил нюансы: поезд по электрифицированному пути вели сразу три тепловоза – один впереди состава и два в хвосте, а некоторые вагоны с шестью осями, вместо привычных четырёхосных. Давнее увлечение железными дорогами сразу помогло определить назначение – это был спецпоезд с бронированными вагонами для высшего руководства страны.
Свободное время каждый из нас проводит по-разному. Лежать на диване перед телевизором слишком скучно, поэтому кто может себе позволить путешествия, подгадывают поездки под ежегодный отпуск, но большинство сограждан выбирают отдых на дачах, каждую пятницу покидая город, чтобы в понедельник вернуться обратно. А что предпочитает первое лицо страны?
Через мой родной Клин проходит путь от Кремля до правительственных резиденций в Завидово и Валдае. Казалось бы что проще? Закончил работать вечером, да выезжай себе из Кремля сразу на Тверскую улицу, переходящую в Ленинградский проспект, а затем и Ленинградское шоссе, оно как раз и приведёт до обеих государственных дач. Но для охраны высшего руководства страны Федеральной Службой Охраны разработаны особые требования. Личный автомобиль президента ГАЗ-21 «Волга» точно не согласуют. Кортеж автомобилей? Тоже нет, не перекрывать же из-за него движение всех остальных автомобилей на федеральной трассе! Авиация? Громоздко, к тому же слишком шумно, «поработать с документами» в пути не получится.
На самом деле все давно придумано – президент как типичный дачник, ездит на поезде. Но не на обычной электричке, в РЖД для него имеется специальный поезд, прозванный железнодорожниками как «литерный». Дело в том, что у всех поездов имеется числовая нумерация, тогда как такие поезда специального формирования вместо числового номера имеют буквенный. Буква, она же литера, отсюда и название.
Спецпоезд для руководства страны не российское изобретение. Как только появилась железная дорога, встал вопрос о передвижении первых лиц. Самый известный спецпоезд – у руководства Северной Кореи, его окружают множественные слухи и легенды. В 2001 году Ким Чен Ир с официальным визитом проехал на этом поезде практически через всю Россию.
А первые вип-составы появились на родине железных дорог — Англии. Поезд существует и теперь. Королева нет-нет да отправится на нём с государственным визитом.
Российские императоры ездили в обычных вагонах, хотя для их охраны по обеим сторонам вдоль путей выставляли солдат. Ленин больше предпочитал автомобиль, не выезжая далеко из Москвы. Первые бронированные вагоны в СССР появились у Сталина.
Вождь народов не любил ни самолёт, ни, тем более автомобиль из-за присущей тряски, шумов и скованности движений. Поэтому и на Чёрное море, и в Тегеран, и в Ялту он отправлялся в бронированном составе. Ход был такой, что совершенно непонятно, едет состав или стоит.
Кроме непосредственно советских вагонов, Сталин настоял, чтобы во время визита в Потсдам, поезд вёл и советский тепловоз. Второй правительственный поезд вёлся паровозом, а третьим правительственным поездом был трёхвагонный дизель-поезд отжатый у кого-то в Венгрии. Вопрос с разницей в ширине русской и европейской колеи решили с советским изяществом - путем прокладки колеи шириной 1524 мм прямо до Берлина.
Хрущёв обожал новинки авиации, хотя Политбюро и настаивало в целях безопасности передвигаться по железной дороге. Но Никита Сергеевич вёл активную борьбу с излишествами, у него персональных вагонов не было, для каждой поездки литерный поезд формировали разные депо. Только в 1974 году, уже при Брежневе построили специальный вокзал в центре Москвы, между платформой Каланчёвская и Ленинградским вокзалом. Так появился вокзал, поезда с которого отправляются куда угодно, лишь бы там были рельсы. Это так называемый Правительственный вокзал. А если по-официальному, Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».
Информации про спецпоезда в открытом доступе мало. Поезд, предназначенный для первых лиц страны, охраняет Федеральная служба охраны (ФСО), а иметь проблемы с этой структурой никто не желает. Однако некоторые подробности о секретном составе известны. Поезд находится в совместном ведении Управделами президента и РЖД. Бронированные вагоны предназначены только для президента и председателя Правительства Российской Федерации. Министры всех мастей правом на такую роскошь не обладают. Спецпоезд формируют из разных вагонов под каждую поездку первых лиц государства. Секретных вагонов лишь несколько. Остальные – стандартные СВ и купе, есть так же и вагон-ресторан. Их прицепляют по необходимости. В обычное время РЖД даже может их использовать на пассажирских маршрутах. Ведут состав всегда не менее трёх тепловозов, расположенных в голове и хвосте поезда, еще один тепловоз запускают впереди, для проверки безопасности на путях. Почему именно тепловозы? Они не привязаны к контактной сети, более мобильны в отличие от электровозов.
Подолгу поезд в депо не простаивает. Спецсостав довольно часто бывает на ходу. Например, во время недавней самоизоляции Путин на нём неоднократно ездил в свою резиденцию на Валдае. Но такие поездки, конечно же, не афишируются.
Но скорость у тепловозов небольшая, всего 160 км/ч, это немного быстрее, чем у обычных электричек, но соответствует скорости электропоездов «Ласточка». А кто же из нас не любит быстрой езды? Для быстрых перемещений в Польше были закуплены две мотрисы PESA 611М. Автомотриса представляет из себя вагон, тоже на дизельном ходу, кузов опирается на две приводные тележки. Машина имеет кабины машиниста с обеих сторон. На испытаниях их удалось разогнать до скорости 201 км/ч!
Что же до поезда который мне случайно встретился, то, как оказалось, на нём из Ржева возвращались Владимир Путин и Александр Лукашенко, открывавшие Ржевский мемориал Советскому солдату. Но президенты вышли в резиденции Завидово, где с них сняли цифровые копии при помощи специального программно-аппаратного комплекса в рамках выполнения программы «цифровое государство». А «литерный» продолжил свой путь в столицу уже пустым.
Любите историю и путешествия? На канале «Октябрьская магистраль» много интересного.
Понравилось - ставьте палец вверх!
Подпишитесь на канал - буду радовать новыми историями.
Есть комментарий? Пишите, отвечу.
Еще больше рассказов о железных дорогах - на сайте http://om-okt.ru/