Найти тему

ЭПРОН - военные водолазы на Ладоге. Структура, статистика.

В очередной раз посещая филиал ЦВМА в Гатчине в, пока, безуспешных поисках водителя поднятой со дна Ладоги полуторки я неожиданно понял, что у меня накопилось довольно много интересного архивного материала, который раньше нигде не публиковался. Возможно он будет кому то интересен и, я надеюсь, хоть немного покажет ход наших архивных изысканий.

Начать поиски было решено с фондов ЭПРОНа, очень интересная организация о которой крайне мало информации в сети, да и в печатных изданиях не густо.

Знаменитая Нина Соколова. Листал ее рапорта в архиве...
Знаменитая Нина Соколова. Листал ее рапорта в архиве...

Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения - ЭПРОН. Говоря обывательским языком это водолазы. Почему было решено начать исследования именно с ЭПРОНа?

В воспоминаниях помощника начальника штаба 64-го дорожно-эксплуатационного полка упоминается о работе ЭПРОНа по подъему затонувших машин:

Конечно, враг причинял нам большой ущерб. Немало автомашин ушло на дно. Но и это не остановило советских людей. 10 января 1942 года на трассу прибыла специальная команда ЭПРОНа и приступила к подъему затонувших машин. Для этого над прорубью, где затонула машина, устанавливались специальные деревянные пирамиды. В вершине такой пирамиды крепились блоки со стальными тросами. Водолазы спускались в прорубь, привязывали затонувшую автомашину к тросу и лебедкой поднимали ее на лед. Через некоторое время машина, побывавшая на дне озера, снова могла везти груз.
Источник: "На дороге жизни: Воспоминания о фронтовой Ладоге" составитель. П.Л. Богданов Воениздат 1980 стр 254

Возник вопрос, если ЭПРОНовцы поднимали затонувшие машины, почему не подняли нашу? Как ЭПРОН получал заявки на подъем? Должна же быть какая-нибудь разнарядка в которой был бы указан заказчик работ, что и где поднимать и тд. Какие документы заполнялись при подъеме? Вписывался ли в описание работ по подъему автомобиля его номер и тд? Казалось ответ на все эти вопросы должны дать документы ЭПРОНа.

Чтобы не было путаницы с названиями нужно сделать небольшое отступление и рассказать о изменении структуры ЭПРОНа в военный период. Тем более, что уже 1 июня 1942 Главное управление ЭПРОНа реорганизовано в Управление Аварийно-спасательной и судоподъемной службы ВМФ и стала сокращенно именоваться АСС (Аварийно-Спасательная Служба) Но в документах, часто продолжали писать ЭПРОН, видать в силу привычки.

Конечно такая организация, как ЭПРОН не могла остаться в стороне от войны и уже

22-го июня 1941 года в день нападения фашистской Германии на Советский Союз был подписан современный приказ Народных Комиссаров ВМФ и МФ за № 0525/22 о передаче ЭПРОНа со всеми его подразделениями, плавучими и техническими средствами в состав ВМФ.
В связи с приходом ЭПРОНа в ВМФ была произведена организационная перестройка подразделений, пересмотр штатов, установление воинской структуры.
Подразделения были переведены на все виды снабжения по месту базирования через довольствующие органы флотов и флотилий, а за Главным Управлением ЭПРОНа остались руководство подразделениями в специальном отношении.

Источник: "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943"

ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.3

В состав ВМФ СССР ЭПРОН вошел 23 августа 1941 года:

23 августа 1941 г.
Принятая в состав ВМФ СССР Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) преобразована в Главное управление ЭПРОНа с содержанием по штату №1/130, в котором она получила следующую организационную структуру:

Отделы:

1-й Аварийно-спасательной службы

2-й Организационно-плановый

3-й Технический

Отделения:

А. Научно-исследовательское

Б. Производственных предприятий

В. Кадров

Г. Финансовое

Д. Административно-хозяйственное

Часть секретная

Радиостанция

Склад

Гараж

Всего военнослужащих - 70 чел.,

Вольнонаемных рабочих и служащих - 54 чел.

Приказ НК ВМФ № 0798 от 23.08.41г.

Директива н-ка Гл. управления ВМФ № 2997 6с от 28.08.41г.
Источник: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись10с Документ.1 стр.14

Приказом НК ВМФ № 0798 от 23.8.41 г. был объявлен штатный состав ЭПРОНа принятый от НК МФ указанный в след. таблице:
Штат ЭПРОН на  23.8.41 года
Штат ЭПРОН на 23.8.41 года
Примечание: Вольнонаемный состав не включен.
Подразделения остались те же самые, получив только новые штаты. Спецбаза отдыха водолазов в Хосте была из ЭПРОНа изъята и передана Медико-Санитарному Управлению ВМФ
Новое положение об Аварийно-спасательной и судоподъемной службе ВМФ объявленные приказом НК ВМФ № 0799, предусматривало организацию на флотах и флотилиях, при главных базах экспедиций подводных работ особого назначения и аварийно-спасательных отрядов и групп при ВМ базах, подчиненных в специальном отношении начальникам экспедиций, которые сами были подчинены непосредственно Военным Советам.
Таким образом установилась полная ответственность Военных Советов за аварийно-спасательную службу флота.
Источник: "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943" ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.3

Положение на фронтах в 1942 было сложным и нагрузка на ЭПРОН который решал задачи по оказанию помощи аварийным кораблям ВМФ и Морфлота значительно возросла. В связи с чем были произведены некоторые организационные изменения.

1 июня 1942 г.
Главное управление ЭПРОНа реорганизовано в Управление Аварийно-спасательной и судоподъемной службы ВМФ, переведено на штат № 1/254 со следующей структурой:
Командование.

Отделы:

1-й Организационно-плановый

2-й Аварийно-спасательной и судоподъемной службы

3-й Водолазной службы

4-й Подводно-технических работ

5-й Научно-исследовательский

6-й Финансовый

Отделения:

производственных предприятий

кадров

секретное

общее

Всего военнослужащих - 57 чел.,

Вольнонаемных рабочих и служащих - 31 чел.
Приказ НК ВМФ № 0469 от 01.06.42 г.
ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 10с Документ 1

С изменением структуры увеличилась и общая штатная численность АСС с 2922 до 4707 человек военнослужащих:

штат ЭПРОН с 1 июня 1942 года
штат ЭПРОН с 1 июня 1942 года
Примечание: вольнонаемный состав не включен
Приказом Наркома № 0469 и измененным положением введенным приказом Наркома № 0761 от 30-го августа 1942 г. было произведено изменение экспедиций в отделы и отделения флота (флотилии) организованы в каждом Отделе и отделении отдельно аварийно-спасательные отряды и судоподъемные отряды и произведены новые формирования в Кронштадте и на Ладожской флотилии КБФ в Иоканьге на БВФ, в Туапсе, в Владимиро-Ольгинской базе, Петропавловске-на-Камчатке. в Комсомольске, в Николаево на ТОФ, на Зее-Бурее на АКФ, в Махач-Кала на КВФ и на ВВФ.
В тоже время были организованы новые отряды подводно-технических работ на ЧФ, КВФ, СФ и ТОФ”

Источник: "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943"

ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.5

Следующие, незначительные изменения в структуре организации произошли 30 августа 1942 года когда приказом НК ВМФ № 0741 Управление Аварийно-спасательной и судопродъемной службы ВМФ было переименовано в Аварийно-спасательное управление ВМФ с сохранением структуры штата № 1/254 (Ф.436 О.10с Д.1 ЦВМА РФ Гатчина)

С изменением положения на фронтах в 1943 году потребовались очередные изменения структуры АСУ ВМФ была незначительно подкорректирована структура 1942 года и увеличен штат АСО ЧФ.

объем работы для которого сильно возрос с освобождением от немецких захватчиков временно занятых им портов Кавказского берега Черного моря и Азовского моря.
Новороссийск, Анапа, Тамань, Темрюк, приморско-Ахтарск, Ейск, Азов, Ростов на Дону, Таганрог, Мариуполь и Осипенко.

Источник: "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943"

ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.5

Апрель 1943 г.
В штат № 1/254 Аварийно-спасательного управления ВМФ внесены изменения.
За счет сокращения штатных должностей сформирован 7-й отдел - “Материально-технического обеспечения”
Введены должности главного и старшего врача физиолога.
Директива н-ка ОРСУ ВМФ № 87947с от 23.04.43 г.
1 июля 1943 г.
Аварийно-спасательное управление ВМФ переведено на штат № 1/354 и имело в своем составе:
Командование

Отделы:

1-й Организационно-плановый и боевой подготовки

2-й Аварийно-спасательных и судоподъемных работ

3-й Водолазный

4-й Подводно-технических работ

5-й Технический

6-й Научно-исследовательский

7-й Финансовый

Отдел кадров

Части:

секретная

общая

14 декабря 1944

Аварийно-спасательное управление ВМФ переведено на штат № 1/454 со следующей организационной структурой:
Командование

Отделы:

1-й Организационно-плановый и боевой подготовки

2-й Аварийно спасательный и судоподъемных работ

3-й Водолазный

4-й Подводно-технических работ

5-й Технический

6-й Снабжения

7-й Планово-финансовый

Отдел кадров

Части:

секретная

общая
Всего военнослужащих - 69 человек
Вольнонаемных рабочих и служащих - 37 чел.
Источник: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 10с Документ 1

Это было последнее изменения в структуре АСС Флота. Следующее произошло уже после войны в мае 1946 года. Интересно заметить, что за всю войну управленческий штат организации практически не изменился в начале войны он насчитывал 70 военнослужащих и 54 вольнонаемных, а к концу войны 69 военнослужащих и 37 вольнонаемных. И это несмотря на более чем семикратное увеличение штатов!

По последней реорганизации предусмотрено иметь состав указанный в следующей таблице:
Последнее "военное" изменение штата АСС (ЭПРОНа)
Последнее "военное" изменение штата АСС (ЭПРОНа)
Для ЧФ этот состав уже объявлен приказанием Наркома, а для других подразделений объявление предположено в январе 1944 года (Капитан 1 ранга т. Бабин)
За этот же период произошло выделение из состава АСС ВМФ - АСО ВМФ и МОПТР во вновь организованное управление по подъему судов на реках Волга, Дон и др. прифронтовых и учебного отряда в систему УПК ВМФ.

Источник: "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943"

Фонд 436 Опись 21 Документ.198 стр.8 ЦВМА РФ Гатчина

Последняя реорганизация АСС ВМФ имела 4 основные нововведения:

Подчиненность аварийно-спасательных отрядов (групп) Отделу (отделению) флота полностью во всех отношениях.
Организация вместо двух различных отрядов аварийно-спасательной и судоподъемного - одного выполняющего функции и спасательного отряда и судоподъемного.
Введение в состав Отделов (отделений) и отрядов технических отделений, занимающихся эксплуатацией, ремонтом и снабжением имуществом по номенклатуре АСУ подразделений АСО и кораблей и частей ВМФ.
Организация в отделе (отделении) мастерских для ремонта имущества входящего в номенклатуру АСУ ВМФ.
Источник: ЦВМА РФ Гатчина "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943" Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.8

На первый день войны в ЭПРОНе числилось 617 водолазов, что для масштабов Советского Союза не сильно большая цифра. Из них 340 военнослужащих и 277 вольнонаемных. Можно с уверенностью сказать, что штата водолазов всегда не хватало.

АСУО (Водолазная школа) была основана в 1882 году и за время своего существования сделала 60 выпусков водолазов.

34 выпуска до Октябрьской Революции

23 выпуска после 1917 года до Отечественной Войны

3 выпуска во время отечественной войны.

Численность выпусков до войны, по годам, составила:

1930 - 7 человек

1931 - 91 человек

1932 - 108 человек

1933 - 178 человек

1934 - 120 человек

1935 - 169 человек

1936 - 154 человека

1937 - 217 человек

1938 - 165 человек

1939 - 188 человек

1940 - 270 человек

Естественно ЭПРОМ не был единственным “потребителем” водолазов. До войны распределение выпускников водолазной школы, в процентном соотношении было следующим:

50% - ЭПРОНу

25% - ВМФ

25% - Наркомводу

По новым штатам 1944 года недокомплект водолазного состава Аварийно-Спасательных отделов флотов и флотилий составил 505 человек.

Источник: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 21 Документ 198 Коробка 1963

При острой нехватке кадров обучение, кроме АСУО ВМС, осуществляли АСО флотов/флотилий. Всего за годы войны подготовлено 2863 водолаза

По годам получаются такие цифры:

1941 - 280 водолазов

1942 - 271 водолаз

1943 - 302 водолаза

1944 - 1142 водолаза

1945 - 868 водолазов
Источинк: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 22 Документ 3 "Доклад о работе АСУ за 1942 год . О деятельности АСС за годы войны и за 1946 год."

Руководство ВМФ делало все от него зависящее, чтобы приток водолазов во флоты не прекращался и как видим из вышеприведенных цифр обучение не прекращалось даже в тяжелейшие 41-42 годы. Также велись работы по обобщению опыта своего и чужого, осуществлялось планирование предстоящих водолазам работ:

Несомненно, что освобождение от немецких захватчиков остальных портов ЧФ и продвижения наших войск на Запад от Ленинграда, потребует дальнейшего расширения организаций АСС ВМФ, занимающейся не только судоподъемом, но и подводно-техническими работами, так как, как показал опыт уже освобожденных портов причалы и пристани в портах имеют огромные разрушения.
Учитывая специальную и длительную подготовку водолазных кадров и судоподъемников и формирование из них полноценных отрядов, Главморштабу необходимо своевременно принять решения о новых формированиях, дабы не оказаться нам в таком же положении в котором оказались Соединенные Штаты, когда им пришлось приступить к подъему бывшего французского лайнера “Нормандия” названного Америкой “Лафает” перевернувшегося в феврале 1942 г. в Нью-Йорке
(D=88.400 тн (первоначальное) D=56.000 тн (после переделки L=315 м))
Как сообщает американский журнал the Engineer 1942 г. №4518 “Для постановки на плав корабля нет достаточного количества опытных водолазов” (хотя 500 водолазов уже работают на нем), поэтому для обучения необходимого личного состава спасательных работ организована школа подготовки как гражданских, так и военно-морских водолазов. 14 молодых офицеров, недавно окончивших инженерное училище, откомандированы на пирс, где они проходят специальный курс. В специальную водолазную школу отобраны 75 военнослужащих механиков ВМФ, для практической подготовки их к подъему корабля и т.д.
Количество и тоннаж судов и кораблей которые нам придется поднимать в самое ближайшее время будет неимоверно больше чем “Лафает”.
ЦВМА РФ Гатчина "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943" Фонд 436 Опись 21 Документы 198 стр 7

Несмотря на увеличение штатов с 617 водолазов до войны до 4794 в конце, считай больше чем в 7,5 раз не стоит забывать о том объеме работ который выполняла АСС флота

Основными документами определившими задачу работы АСС ВМФ явились:
Постановление Правительства по судопдъемным и подводно-техническим работам
Решение Народного Комиссара ВМФ № 052 от 2.6.42г.
Директива зам. Народного Комиссара ВМФ № 191427с от 21.05.42 г.
Приказ Народного Комиссара ВМФ № 0243 от 13.04.43 г. по выводам сбора Начальников АСО утвержденных Народным Комиссаром 19.04.43 г.
Основные задачи, вытекавшие из этих документов явились следующие:
Выполнение АСС ВМФ АС операций, обеспечивающих сохранность кораблей ВМФ и судов НКМФ.
Производство судоподъемных работ как по кораблям ВМФ, так и по судам НКМФ НКВФ и др. ведомств.
Выполнение правительственных решений по подводно-техническим работам.
Организация в системе ВМФ полноценной военно-морской АСС.
Проведение боевой подготовки, нацеливающей на оказание помощи аварийным подводным и надводным кораблям и судам.
Снабжение подразделений АСС ВМФ плавучими и техническими средствами, обеспечивающими выполнение задач, стоящих перед АСО и
Обмен опытом работы подразделений АСС ВМФ в условиях Отечественной Войны.
Источник: ЦВМА РФ Гатчина "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943" Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.8

Добавим сюда, что Аварийно Спасательная Служба ВМФ была не из тех служб, которые по окончанию войны, что называлось “бери шинель пошли домой” Масштабной демобилизации не предвиделось ввиду огромного количества работ по восстановлению разрушенного в портах, подъему затонувших судов и прочим подводным работам. Кстати очень интересен процесс послевоенного обмена кораблями с союзниками. Немалое количество союзных кораблей было потоплено в территориальных водах Советского Союза и поднимали их наши водолазы. И были курьезы когда союзники просили поднять и вернуть им их корабль, а он уже ходил под советским флагом и другим названием. Начиналась дипломатия, возьмите вот эти два которые мы для вас поднимем и тд. Крайне интересный пласт истории, к сожалению практически никем не раскрытый.

Объем работы для АСС ВМФ был фантастическим! Если взять КБФ:

по данным располагаемым АСУ, за все время войны погибло от различных причин в районе деятельности АСО КБФ (и село на мель) всего 1055 единиц общим водоизмещением 720.194 тн., в том числе 302 военных кораблей в 188.311 тонн водоизмещением. В общее число вошло и 163 судна, оставленных при эвакуации в западных портах.
Результатом боевой обстановки и систематического воздействия артиллерии и авиации противника явилось большое количество аварий и боевых повреждений КБФ в связи с чем АСО обязан был оказывать немедленную помощь аварийным кораблям и одновременно производить подъем тех судов, подъем которых был возможен.
Всего за два года войны поднято - 234 ед., общим тоннажем 105,282 тн. в том числе 34 единицы военных кораблей тоннажем 27,608 тн.
За тоже время снято с мели 159 единиц, общим водоизмещением 153,116 тонн, в том числе военных 32 единицы, общим водоизмещением 60,751 тн.. спасено 137 единиц, общим водоизмещением 84,850 тонн, в том числе военных 47 единиц в 33,250 тонн
Поднято со дна морского различных грузов и вооружения около 7000 тонн.
Источник: ЦВМА РФ Гатчина " Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943" Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.9

Возвращаясь к теме Ленинграда и АСО КБФ и ЛВФ

Обстановка на театре действий АСО
К началу 1942 года обстановка на театре действий АСО была исключительно напряженной, тк. противник не только активно воздействовал своей артиллерией, с занятого им южного берега залива, но систематическими налетами самолетов постановкой мин и бомбежкой с воздуха, резко ограничивал плавание кораблей. Возможность производства судоподъемных работ в светлое время суток на отдельных объектах, расположенных в просматриваемых и простреливаемых противником районах была исключена.
Свободного плавания между Ленинградом и Кронштадтом не было. Почти весь флот, перебазировавшись из своих западных баз, собрался в Кронштадте и Ленинграде.
Противник усилил свой нажим с Северо-Запада из Финляндии и вышел на берег Ладожского озера, обстреливая с земли и воздуха корабли Ладожской флотилии и нанося им повреждения.
Город Ленинград был заблокирован, единственными путями связи с востока Ленинграда были лишь Ладожское озеро и воздух.
В 1943 году прорывом блокады Ленинграда, освобождением Шлиссельбурга и части реки Невы положение несколько изменилось и увеличилась возможность производства судоподъемных работ АСО ЛВФ в районах Шлиссельбурга и верхнего течения р. Невы до поселка Арбузовка.
В тоже время торпедирование в ноябре месяце 1942 года вражескими торпедными катерами, в районе о. Лавенсаари канонерской лодки “Красное знамя” и включение в план подъема ее и канонерской лодки “Кама” заставило АСО расширить круг своей деятельности и на островной район выделив для производства там работ отдельную судоподъемную группу.
Таким образом оперативная деятельность АСО КБФ осуществлялась следующими подразделениями.
а) АСО КМОР с базированием в Кронштадте и дислокацией групп в Кронштадте, Лавенсаари и Ораниенбауме.
б) АСО КБФ с базированием в Ленинграде и дислокацией групп по объектам подъема и подводно-технических работ в пределах Ленинграда
в) АСО ЛВФ с базированием на Новую Ладогу и дислокацией групп в Новой Ладоге, Осиновце-Морье, Кабоны и Шлиссельбурге, а зимой и на ледовой трассе.
Источник: ЦВМА РФ Гатчина "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943" Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.9

После просмотра довольно большого количества материалов выяснилось, что работа водолазов на ледовом участке ВАД-101 упоминается, но крайне мало. Удалось установить, что АСО КБФ состояла из 3-х подразделений: Балтийского Флота, Ладожской Военной Флотилии и Кронштадта. Нас интересует АСО ЛВФ. Из интересной информации которая мне попалась можно привести статистику работы АСО на ладожском льду:

В зимнее время на ледовой трассе Ладожского озера поднято:

танков - 3

Автомашин - 251

Тракторов - 23

Самолетов - 4

Орудий - 2

Пулеметов - 1

Автоприцепов -27
Источник: ЦВМА РФ Гатчина "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943" Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.15

Можно сказать, что факт работы водолазов на льду Ладоги документально подтвержден. Но факт этот и был известен и собственно никем не оспаривался. Есть, правда, еще одна версия, что грузы и машины затонувшие на Дороге Жизни поднимали штрафники. Мол бедных штрафников раздевали до нательного белья обвязывали веревкой и заставляли нырять в полынью… Ледовая трасса проходила по мелководью и глубины там не превышали 10 метров в самых глубоких местах. В среднем 3-4 метра. Машину которую подняли мы лежала на глубине 6 метров. Мне сложно представить, что человек, зимой, без спец оборудования мог погрузиться на глубину 6 метров, а это где то высота 4-го этажа, обнаружить, в темноте, затонувший автомобиль и совершить некие действия по подъему груза или обвязки машины для подъема. Вообще все документы, относящиеся к техническому описанию дороги, которые я просмотрел в архиве касаемо ледовой магистрали говорят о продуманности и инженерной грамотности. Например документ о том, как поднимать танк со дна озера. С подробным описанием подъема и спец конструкции. С подробными чертежами. Описание из чего строить подъемный механизм, размеры, под какими углами соединять друг с другом, формулы расчета нагрузок и тд. Те не клок бумаги где кто то на коленке, химическим карандашом, что то начирикал. Нормальная, разработанная, инженерная, документация. Поэтому версия со штрафниками кажется мне бредовой.

К сожалению в фонда ЭПРОНа и АСС ВМФ данных о работе водолазов, на Ладоге, оказалось крайне мало, возможно еще не все фонды рассекретили. Поэтому еще некоторые данные были почерпнуты в других фондах ЦВМА РФ Гатчины и в воспоминаниях ветеранов. В них, например, упоминается о 27 отряде подводно-технических работ. Командир В.Ф. Ющенко, главный инженер В.К. Карпов комиссар отряда А.Н.Говоров. (На дороге жизни: Воспоминания о фронтовой Ладоге сост. П.Л. Богданов Воениздат 1980 стр 552) Документы данного отряда в архиве мне обнаружить удалось. Даже листал большую кипу разнарядок на подъемные работы. Крайне интересные документы указывался заказчик работ, объект подъема, место и тд. К сожалению не обнаружив интересующих меня разнарядок по подъему машин на Ладоге, хотя было пару документов с подъемом машин в районе Саперного, я не подумал хотя бы переписать структуру самого документа. Какие пункты должны были быть заполнены и тд. Надо признать документы заполнялись крайне небрежно, половина пунктов игнорировалась, в графе “заказчик”, как правило вписывалась фамилия и инициалы заказчика зачастую даже без звания и понять, что за подразделение заказывало подъемные работы крайне сложно. Но по данным документам можно понять в какое время на каком участке работал 27 Отряд водолазов.

Есть еще несколько документов в которых упоминается работа ЭПРОНа на ледовой магистрали. Первый по хронологии это приказ № 15 за подписью начальника ледового участка Нефедова Михаила Александровича от 19 января 1942

ПРИКАЗ
19 января 1942 №15 Коккорево.
Содержание: О подчинении 29 отдельной эвако-тракторной роты 64-му ДЭПу и возложение на нее обязанностей по эвакуации имущества находящегося на ледяной трассе.
============================================================
В соответствии с приказом № 08 от 12.1.42 г. по Управлению фронтовой ВАД с подчинением мне 20-й отдельной эвако-тракторной роты и стоящей задачей эвакуации всего имущества застрявшего на льду и провалившегося под лед - ПРИКАЗЫВАЮ:
20-ю отдельную эвако-тракторную роту подчинить непосредственно командиру 64-го Дорожно-эксплоатационного полка майора т. МАЖАЕВУ.
Командиру 64-го ДЭП`а организовать аварийно-эвакуационные команды по стаскиванию автомашин и тракторов застрявших на льду и провалившихся под лед за все время эксплоатации дороги, возложив на командира 20-й ОЭТР капитана КОРЧАГИНА непосредственное руководство этими работами
Команду ЭПРОН’а работавшую по подъему автомашин и тракторов затонувших под лед, подчинить командиру 20-й ОЭТР капитану КОРЧАГИНУ.
Установить срок уборки всех автомашин и тракторов и другого имущества находящегося на льду и подо льдом 10.2_с.г. Ежедневно докладывать мне о количестве эвакуируемых единиц, их наименование и кому они принадлежат, если последнии подлежат учету. Эвакуируемые машины и трактора сосредотачивать в пунктах Коккорево и Кабона, где организовать дальнейшее их направление по принадлежности.
Командиру 64-го ОДЭБ’А майору т. МАЖАЕВУ обеспечить 20 ОЭТР необходимыми средствами для выполнения поставленной роте задачи.
п/п Нач-к ВАД-101 капитан-2 ранга /Нефедов/
п/п Военком батальон. комиссар /Глухов/.
Источник: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 505 опись 8 документ 47 коробка 376 (103 листа) "Штаб ЛВФ Переписка по ледовой дороге ЛВФ 1941-1942 гг."

Что можно сказать об этом документе? Начальник ледового участка Нефедов переподчиняет команду ЭПРОНа 20-й ОЭТР. Моряков подчиняют сухопутным войскам. На самом деле, на Ладоге это было сплошь и рядом основные объемы грузов, все же, перевозились в навигацию по воде, а корабли порты и пр это вотчина моряков и ломать структуру по перевозке грузов под “сухопутчиков” только из-за зимне-автомобильного периода было нецелесообразно. Возможно именно поэтому настраивал работу ледового участка ВАД-101 моряк Нефедов, а подчинялся генералу интендантской службы Шилову. И вполне возможно именно по этой причине я не обнаружил документов по подъемным работам ЭПРОНа в гатчинском архиве. Можно предположить, что команда ЭПРОНа подчиненная 20-й ОЭТР и документы писала и сдавала в канцелярию этого подразделения и искать их нужно там. А это, скорее всего ЦАМО РФ в городе Подольске.

Далее следует приказ № 46 от 11 марта 1942 года

ПРИКАЗ
По Ледовому участку ВАД-101.
11 марта 1942г. №46 д.Коккорево.
Содержание: О порядке предоставления оперативной отчетности о ходе работ и донесений о состоянии ледового участка.
На основании приказа № 057 Начальника ВАД ЛФ генерал-майора т.ШИЛОВА, и в целях установления единого порядка представления оперативной отчетности о ходе работ и донесений о состоянии дорог по ледовому участку - ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Командирам 64,22 ОДЭБ`ов и 136 ОМСБ начальнику команды ЭПРОН с 12.03.42г. ежедневную отчетность о ходе работ представлять только мне, нарочным один раз в сутки к 27.00 (так в документе.)по состоянию на 18.00 по форме прилагаемой к приказу /приложении №1/.
В сводке отражаются все без исключения выполненные/производственные/ работы как на дороге, так и по заготовке и транспортировке материалов, а также количество личного состава занятого на регулировании движения и выполнение производственных заданий комендантской службой.
Донесения о состоянии дороги по краткому шифру представить по телефону два раза в сутки к 9.00 и к 19.00 /для 64 ОДЭБ`а сохранить существующий порядок дачи диспетчерской сводки/.
О черезвычайных происшествиях доносить немедленно.
2. Назначить ответственным за ведение отчетности по ледовому участку в целом Военнинженера 3 ранга т. ГЕЛЬБЕРГА, на которого возложить своевременное получение донесений от батальонов и представления ежедневной отчетности начальнику ВАД ЛФ в следующие сроки:
а/ Ежедневные сводки о ходе работ к 10.00 следующего дня.
б/ Донесения о состоянии дорог и погоде к 20.00 ежедневно.
в/ О черезвычайных происшествиях - немедленно.
3. Командирам 22 и 64 ОДЭБ`ов копию ежедневных сводок о ходе работ присылать нач-ку АДО ЛФ. Представление декадных сводок по формам АДО ЛФ производить через меня.
4. Отменить ранее преподанные формы и сроки представления оперативной отчетности о ходе работ и донесений о состоянии дорог.
п/п Нач-к ледового участка
ВАД-101 капитан 2 ранга /Нефедов/
Источник: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 505 опись 8 документ 47 коробка 376 (103 листа) "Штаб ЛВФ Переписка по ледовой дороге ЛВФ 1941-1942 гг."

Интересный документ который дает нам понимание того, что отчетность о работе на ледовом участке велась каждодневно и писалась она на имя начальника ледового участка ВАД-101 Михаила Александровича Нефедова. Из записных книжек Нефедова можно сделать вывод, что сводки с него требовали не каждый день, а каждый день, через каждые 2 часа

Прямо замучили со сводками, требуют через каждые два часа.

Источник: ЦВМА РФ г. Гатчина Фонд 505 опись 8 дело 46 коробка 391 стр 74

Сводки через каждые 2 часа это большой объем информации! И где то он лежит и ждет своего исследователя.

Есть еще два упоминания ЭПРОНа которые относятся к самому закрытию работы дороги 16 и 19 апреля 1942 года:

16 апреля упоминание в приказе Шилова по Военно-Автомобильной дороге Ленфронта №261:

6. Нач.групп ЭПРОН обеспечить проведение аварийно-спасательных работ на ледовых трассах установив дежурные пункты: на участке Вагановский спуск - 9 клм., Кабона-Стык Лаврово и район ст. Коса.
Источник: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 505 опись 8 документ 47 коробка 376 (103 листа) "Штаб ЛВФ Переписка по ледовой дороге ЛВФ 1941-1942 гг."

И 19 апреля 1942 года опять в приказе Шилова:

Из Роны Русса Начальнику Ледового
№ 3893 б/с 19.4 23.52 участка, командирам 64 и 22 ОДЭБ Мажаеву, Левашову.
Объездом ледовых трасс 19.4.42 г. установлено, что командирские посты отсутствуют. Дежурные бригады и аварийно-спасательные команды ЭПРОН`а не выставлены в пунктах согласно приказов по дороге. Перекидные мостики и щиты не используются для перекрытия промоин. Выход с озера на северный Вагановский спуск находится в безобразном состоянии. Приказываю:
1. Командирам 22 и 64 ОДЭБ`ов немедленно обеспечить:
а)Укладку перекидных мостиков и щитов в местах промоин.
б) Непрерывную работу аварийных бригад по оказанию помощи провалившихся машин.
в) Улучшить выходы на грунт путем укладки колей из досок, накатника, не допуская скопления транспорта у берегов.
2. Капитану 2 ранга Нефедову под личную ответственность обеспечить немедленную работу бригады ЭПРОН`а и выполнение моих приказов 22 и 64 ОДЭБ.
Выполнение донести к 12.00 20.4.42
ШИЛОВ ШИКИН
передал Васюхно Принял 00.30 Пухов “
Источник: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 505 опись 8 документ 47 коробка 376 (103 листа) "Штаб ЛВФ Переписка по ледовой дороге ЛВФ 1941-1942 гг."

Тут мало полезной для поиска информации, документальное представление, как сворачивала свою работу Дорога Жизни. Хотя можно понять, что отряд водолазов был на ледовом участке постоянно, а не вызывался когда это было необходимо. Те работы у них, на ледовом участке хватало.

Еще немного общей статистики 1941-1943 гг:

Продолжительность работ легководолазов ВМФ в кислородных приборах в период Отечественной войны

Продолжительность работ водолазов ЭПРОНа и АСС
Продолжительность работ водолазов ЭПРОНа и АСС

Глубины работ легководолазов за период Отечественной войны:

Глубины работ водолазов ЭПРОНа и АСС за время войны
Глубины работ водолазов ЭПРОНа и АСС за время войны

Источник: ЦВМА РФ Гатчина "Опыт работы АСС ВМФ за два года войны. Москва 1943" Фонд 436 Опись 21 Документ 198 стр.46

Части и учреждения подчиненные начальнику АС Управления ВМФ в 1941-1945 г.г.
Контрольно-приемный аппарат на промышленных предприятиях.
Научно-исследовательский институт АСС ВМФ в г.г. Москве и Ленинграде.
Аварийно-спасательный учебный отряд ВМФ в Балаклаве
Завод №3 НК ВМФ (водолазного и аварийно-спасательного оборудования) в г.г Москве и Ленинграде.
334-я ремонтно-восстановительная рота при заводе № 3 НК ВМФ
Плавстанция подводной электросварки “АПС-001” в г. Ленинграде
Склад НК ВМФ № 2010 в г. Ленинграде
Склад НК ВМФ № 2089 в г. Москве
Должность начальника Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) и начальника Главного управления ЭПРОНа с января 1941 года по 18 июня 1942 года исполнял контр-адмирал КРЫЛОВ Фотий Иванович, назначенный приказом НК ВМФ № 0738 от 23.08.41 г.
19 июня 1942 года приказом НК ВМФ № 01278 на должность АС управления ВМФ назначен инженер - контр-адмирал ФРОЛОВ Александр Андреевич
С января 1941 года по 5 марта 1942 года Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), Главное управление ЭПРОНа дислоцировались в г. Ленинграде
С 10 марта 1942 года до конца ВОВ АС управление ВМФ дислоцировалось в г. Москве
На денежном довольствии личный состав Главного управления ЭПРОНа состоял в финансовом отделе Ленинградского военного порта ВМФ.
С 10 марта 1942 года личный состав АС управления на денежном довольствии состоял в финансовом отделении хозяйственного отдела ЦУ НК ВМФ
Главное управление ЭПРОНа обслуживалось Политотделом военно-морских частей в г. Ленинграде.
Аварийно-спасательное управление ВМФ обслуживалось Политотделом ЦУ НК ВМФ
Документальные материалы Главного управления ЭПРОНа, Аварийно-спасательного управления ВМФ за 1941-1960 г.г. находятся на хранении в ЦВМА
Источник: ЦВМА РФ Гатчина Фонд 436 Опись 10с Документ 1 стр.5-6

Вот такое получилось, небольшое, информационное описание работы ЭПРОНа на ледовом участке ВАД-101. Которое скорее всего отсылает нас к фондам ЦАМО РФ в городе Подольске.

Также следует отметить, что помимо всего перечисленного ЭПРОН работал и на таких проектах, как прокладка высоковольтных линий через Ладожского озеро, прокладки телефонных кабелей и других масштабных подводных работах.

(С) Степанов Константин

Схема организации Аварийно-спасательной службы флота (АСС)
Схема организации Аварийно-спасательной службы флота (АСС)

Схема организации Аварийно Спасательного Отряда № 8.
Схема организации Аварийно Спасательного Отряда № 8.