Тема обширнейшая, я уже писал о прискорбных происшествиях начального периода применения бездымного пороха. Но есть и другие причины обильных жертв среди артиллеристов - начиная с качества изготовления орудий и кончая действиями самого личного состава.
Вот цитата из рапорта адмирала Чичагова после Красногорского сражения 1790 года:
В отчёте указываются полностью разорванные орудия, расколотые и имеющие другие повреждения. Например, на "Константине" таких орудий было 10, на "Америке" - 2, на "Князе Владимире" - 2, на "Сисое Великом" - 1 (кстати, на его потомке броненосце "Сисой Великий" тоже произошло ЧП с артиллерийским орудием и большими жертвами, но об этом ниже), а всего таким образом вышли из строя 25 пушек, при чём погибли 34 человека. Много это или мало? Если учесть, что всего эскадрой было произведено порядка 36 000 выстрелов, то вроде и немного, учитывая те технологии. По крайней мере, адмирал требует вообще убрать все пушки производства Липецкого завода.
А что там было с броненосцем "Сисой Великий" в 1897 году?
Во время учебной стрельбы в Средиземном море в кормовой башне произошёл сильнейший взрыв. Броневая крыша башни весом 7,5 тонн перелетела мачту, дымовые трубы и грохнулась на носовой мостик. Не буду перечислять все повреждения, но к сожалению погибли люди, находившиеся в башне и на мостике - 16 человек, из 15 тяжело раненых позже умерли ещё 6.
А причиной послужило стечение обстоятельств, в которых сплелись как неисправность техники, так и человеческий фактор. На левом орудии испортился гидравлический механизм закрывания затвора и прислуга перешла на ручной привод. Комендор М. Власов задвинул замок в гнездо, но не повернул до конца поршень замка. Вероятно, из-за сотрясения после первых выстрелов сместились подвижные части затвора, и комендор, считая что он повернул рукоятку поршня до конца, на самом деле оставил замок открытым.
Командир башни был занят расчётами, квартирмейстер спустился к зарядному устройству. При выстреле пороховые газы прорвались в замкнутое пространство башни с предсказуемым результатом. На снимке кормовая башня во время ремонта:
Следственное дело прекратили «ввиду отсутствия со стороны команды броненосца нарушений правил действий у орудий».
Уникальное ли это явление? Отнюдь. Вот что происходило на японском флоте во время русско-японской войны. На флагмане, броненосце "Микаса"
во время Цусимского сражения сперва снаряд взорваля, только вылетев из ствола правого носового 305 мм орудия, а через 2 часа взорвался в самом орудии
Пострадали ли при этом артиллеристы, я не нашёл, зато есть точные данные о крейсере "Ниссин"
Крейсер этот итальянской постройки, не знаю, связано ли это с качеством пушек, но вот выдержка из хронологии его участия в Цусимском сражении:
В 14.40 разорвалось правое носовое 8" орудие: 20 пострадавших (4 убитых, 4 тяжелораненых, 12 легко раненых).
В 16.35 разорвалась 76-мм пушка №5: 12 пострадавших (11 легкораненых, 1 ранен незначительно).
В 17.00 разорвалось правое кормовое 8" орудие: 3 легкораненых.
В 19.00 разорвалось левое носовое 8" орудие: 7 пострадавших (2 тяжелораненых, 5 легкораненых).
В итоге были уничтожены 3 из 4-х орудий главного калибра, а вот как это выглядело:
Возвращаясь к нашему флоту, вспомним трагедию на крейсере "Адмирал Сенявин" Тихоокеанского флота в 1978 году. Как и положено, 13 числа, в июне. Во время стрельб главным калибром произошёл так называемый "затяжной выстрел", когда заряд пороха воспламеняется не сразу. Как бы там ни было, замок орудия был открыт и как оно и бывает, в этот момент заряд всё-таки сработал. Раскалённые газы ворвались в башню, воспламенились заряды, приготовленные для следующих выстрелов. Взрыв был такой силы, что вокруг заклёпок на внешней стороне башни образовались чёрные ободки от проравашихся пороховых газов.
Погибли 37 человек: в башне и верхнем перегрузочном отделении от взрыва , задохнулись от дыма в нижнем перегрузочном отделении, снарядном и зарядном погребах.
На заглавном снимке момент взрыва в башне американского линкора "Айова" в 1989 году. При этом погибли 47 человек. История довольно тёмная. Опять же, во время учебной стрельбы (во время учебных стрельб выходит погибает не меньше артиллеристов, чем в боях) центральное орудие башни №2 взорвалось. Сила взрыва была такова, что им смяло внутрибашенные переборки. А через несколько минут воспламенились заряды в пороховом погребе и раздался еще один мощный взрыв.
Первое расследование причин взрыва, проведённое флотом, пришло к выводу, что взрыв организовал один из членов экипажа башни Клейтон Хартвиг, погибший при взрыве. В ходе расследования произошли многочисленные утечки информации в СМИ (позднее приписанные офицерам флота и следователям) согласно которым Хартвиг и другой матрос Кендалл Труитт находились в гомосексуальных отношениях и Хартвиг устроил взрыв после того, как отношения испортились.
Потом это дурно пахнущее открытие стали заполировывать, вроде он вовсе и не был голубым, а просто имел склонность к самоубийству. Дальнейшее расследование специальной лабораторией "Сандия" и представителями Счётной палаты (странный участник, но им виднее) установило, что пороховые картузы, загруженные в пушку, были переуплотнены и взрыв мог произойти по этой причине.
Флот выразил несогласие с мнением «Сандии» и заключил, что причина взрыва не может быть определена. Флот выразил соболезнование семье Хартвига и закрыл расследование. Кто виноват? Выходит, что никто. Это вам не случай с "Адмиралом Сенявиным", где на орехи досталось и командиру, ставшему старпомом на другом крейсере, и замполиту с командиром артиллерийской боевой части, находившимся на момент трагедии в отпуске...
Ещё на тему морской артиллерии:
Как бездымный порох губил корабли
Золотые залпы корабельной артиллерии
Морская артиллерия. Совсем чуть-чуть о ней
...................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь