Найти тему
Музей истории религии

Кто поможет охотнику?

В течение многих десятков и даже сотен тысяч лет охота была важнейшим источником жизнеобеспечения для человека. И в каменном веке, и в более поздних традиционных обществах охота на различных животных – крупных, таких как олень, лось, медведь, а древности – мамонт, и небольших – песец, лиса, заяц – была не только источником мясной пищи, но и многих других необходимых для жизни вещей. Шкуры зверей использовались для шитья одежды, для покрытия каркасов жилищ. Из костей, бивней и рогов делали различные предметы – орудия труда, бытовую утварь, украшения. Поэтому удачная добыча зверя для традиционных охотников – это не спортивный интерес, а жизненная необходимость. От нее зависело не только благополучие, но и сама жизнь людей.

Но охотничья удача непостоянна. Иногда охотникам везет, и они возвращаются домой с богатой добычей. А иногда человек может днями бродить по лесу, и, несмотря на его знания звериных привычек и троп, верный глаз, хитроумные ловушки – ничего не удается ему добыть. И совершенно стихийно и бессознательно люди приходят к идее о том, что одних собственных способностей недостаточно. Кто-то более сильный и могущественный управляет процессом, и иногда посылает охотнику зверя, а иногда – нет. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока, которые еще в начале XX века сохраняли традиционный охотничий образ жизни, считали, что есть особые могущественные существа – духи-хозяева тайги, гор, воды.

Духи-хозяева тайги и воды у народов Дальнего Востока. Раздел постоянной экспозиции Государственного музея истории религии
Духи-хозяева тайги и воды у народов Дальнего Востока. Раздел постоянной экспозиции Государственного музея истории религии

Это они ведают всеми зверями на своей территории. Им молятся охотники перед началом промысла, приносят жертвы – «кормят». И если дух-хозяин недоволен охотником, то он ему ничего и не даст.

Почему же духи могут быть недовольны? Конечно, возможны разные случайности, но главное – духи гневаются, если человек нарушает те правила и запреты поведения на охоте, которые веками сложились благодаря опыту многих поколений. Они просты и «экологичны». Забота об окружающей среде, о которой в нашем обществе вспомнили недавно, изначально существовала у традиционных охотников. Все очень прагматично. Без сохранения численности зверей, необходимой для нормального их воспроизводства, не выживут и зависящие от них люди. Поэтому существовали нерушимые священные правила: не убивать зверя больше, чем нужно человеку для жизни, не мучить животных. Согласно легенде, один ульчский род до единого человека вымер в одну ночь после того, как молодые люди этого рода поймали и замучили зайца.

В тайге надо соблюдать множество правил и ограничений: не шуметь, не мусорить, не ковырять землю, не ломать без надобности ветки и много еще других правил и запретов, регулирующих поведение человека на охоте и обращение его с животными. За всем этим и следят духи-хозяева. И если охотник нарушит какое-то из них – добычи ему не видать. А то и болезнь какую-нибудь духи-хозяева нашлют.

Удача охотника зависит также от благосклонности к нему домашних духов-покровителей. У многих народов таким духом является огонь домашнего очага. Ему молятся и дома, и на месте промысла. Его «кормят», кидая кусочки пищи в огонь. В отношении огня также есть непреложные правила. Так, у народов Нижнего Амура, да и у многих других также, в огонь нельзя совать острые предметы, чтобы не поранить живущего в очаге духа-хозяина огня и его семейство. У чукчей нельзя сквернословить и раздеваться донага перед очагом, чтобы не оскорбить бабушку-хозяйку огня.

Нанайцы, ульчи, орочи, нивхи верят в существование особого духа-покровителя семьи и дома. Ульчи называют его маси, нанайцы – дюлин. Его изображают в виде небольшой деревянной человекообразной скульптуры, часто без рук. Скульптура тщательно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Обычно ее хранят в амбаре, но во время молений, связанных, в том числе и с началом промысла, маси приносят в дом и ставят на почетное место. Его «кормят» и просят даровать охотничью удачу. Верят, что этот дух сам, лично, отправляется с охотником в тайгу, бегает на лыжах, разыскивая зверя, и рассказывает об этом охотнику во сне. Поэтому некоторые фигуры маси имеют специальное снаряжение: лыжные палки, емкости для воды, обувь.

Маси в «экипировке». Из фондов Государственного музея истории религии
Маси в «экипировке». Из фондов Государственного музея истории религии

С вечера ему надевают новую обувь, а утром оказывается, что она стоптана – так усердно он бегал по тайге, помогая охотнику.

Вот такие есть у нижнеамурского охотника волшебные помощники. Милостивые, если охотник правильно живет, и грозные и гневные – если он нарушает священные правила.

P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Когда вы ставите лайк, авторам статьи приятно, что вы оценили их труд.