Пилот должен быть здоровым, то есть соответствовать определённым критериям. В Европе существует три класса годности, по убыванию строгости требований. Первый (самый строгий) - для коммерческих и линейных пилотов, его нужно обновлять раз в год. Второй - для пилотов-любителей, до 40 лет требуется обследование раз в пять лет. Третий - для диспетчеров.
Первый раз первый класс можно получить только в определённом медицинском учреждении. В Чехии такая больница всего одна (и записываться нужно заранее), в Польше их три. Второй класс можно получить у аккредитованного доктора, и стоит такое обследование значительно дешевле.
Медосмотр на второй класс тщательный, но довольно быстрый - не более часа.
На первый класс в дополнение к стандартным проверкам необходима спирометрия (объём лёгких), аудиограмма и дополнительные анализы. В Чехии есть ещё психотест.
Набор тестов и стоимость медосмотра несколько отличается в разных странах, даже несмотря на то, что все вроде бы под единым EASA-зонтиком. Но любой из них не идёт ни в какое сравшение с российским ВЛЭК, хотя набор тестов довольно похож. В том же центравиамеде в Москве у меня ушло полных три дня.
Для того, чтобы начать учиться, кроме медикала необходимо сдать английский язык по шкале ICAO. Проходной уровень 4 (базовый), есть ещё 5 (уверенный) и 6 (носитель). Для того, чтобы получить 6, носителем быть не обязательно - сейчас у меня уже шестой.
С разговорным английским и знаниями на уровне PPL сдать экзамен на 4 довольно легко. Если есть какие-то проблемы, то в интернете огромное количество материала (в том числе бесплатных видеоуроков) для того, чтобы подготовиться. Желательно ещё послушать ATIS, если долго не было практики.
Основной блог: https://airman.pro