Приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора», и мы снова обсуждаем хитрые приёмы писателей. Один из читателей в комментариях задал мне вопрос: «Как повысить суггестивность текста?» Так как суггестия – это внушение, то вопрос меня заинтересовал. Действительно, как написать так, чтобы читатель с первых же строчек поверил автору, проникся его идеями, сочувствием к герою и погрузился в сюжет с головой?
Это проблема интересная, и над ней стоит подумать. Если, конечно, вы не придерживаетесь принципа: «Писать надо, как бог на душу положит, а читатель пусть сам разбирается». Если вы не считаете нужным рационализировать творчество, то можете эту статью пропустить.
А мы подумаем. Есть разные способы воздействия на читателя (или собеседника) и настройки его на принятие информации. Один из них – трюизмы.
Что такое трюизмы
Это слово вы можете встретить и в другой форме, точнее, транскрипции – «труизмы». Так оно обычно и произносится, а происходит от английского true – «истинно».
Трюизм – это общеизвестная, избитая истина, которую все знают. В русском языке есть аналогичное выражение – «банальщина». Можно, конечно, использовать и его, но некоторые семантические различия между этими словами всё же есть. У понятия «трюизмы» нет той негативной, презрительной коннотации, что у слова «банальщина». Его как раз выбирают, когда хотят выразить презрение автору, а я этого делать не хочу.
Трюизмы часто встречаются и в устной речи, и в литературе, особенно много их в статьях СМИ и рекламных текстах. Из трюизмов на 90% состоят пословицы и поговорки. «Конец – всему делу венец». Кто-то в этом сомневался? «Опыт – великий учитель». «Что посеешь, то и пожнёшь» и т. д.
Трюизмы – это вербально оформленные мысли, с которыми все согласны. «Лучше быть сытым, чем голодным; лучше быть богатым, чем бедным». «Всегда надо подумать, прежде чем говорить» и др. Встретив подобное высказывание в тексте, мы воспринимаем его как собственную точку зрения. И, естественно, что с автором этого высказывания невозможно не согласиться.
Трюизмов много в художественных произведениях классиков. Они не всегда замечаются, так как сразу идентифицируются мозгом как собственные мысли. А банальные, общеизвестные истины, облечённые в красивые слова, становятся афоризмами. Например, у А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Есть кто-то, кто не согласен с этим? Или у Тургенева: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Звучит красиво, но смысл фразы очевиден.
Трюизмы не только принимаются читателем, как собственные мысли и убеждения. Вот прочитает такое высказывание человек и воскликнет: «Как же это правильно!» - и почувствует себя не глупее писателя, ведь он мыслит так же.
Роль трюизмов в тексте
Ну, основную идею, думаю, вы уже поняли. Трюизмы помогают установить контакт с читателем, заставить его поверить писателю, принять его позицию, включиться в текст.
Многие авторы, особенно начинающие, стремятся произвести на читателя впечатление своими глубокими мыслями, умными словами, сложными философскими рассуждениями. И этим они демонстрируют превосходство над читателем. Причем чаще всего сознательно. Думаете, читателям такое нравится? Автор считает, что он выше серой обывательской массы, а когда, читая его текст, «обыватель» это понимает, то он испытывает как минимум желание поспорить, опровергнуть автора. А чаще всего ощущает глухое раздражение, потому что писатель заставил читателя почувствовать себя глупым и малообразованным.
А вот если мысли автора не только понятные, но и совпадают с собственными убеждениями, то это радует, вызывает чувство гордости, и читатель с интересом читает дальше. Трюизмы формируют доверие читателя к писателю, потому что доверие и взаимопонимание возможны только на основе паритета, равенства. А когда такие отношения установлены, то можно переходить и к более сложным мыслям, событиям, выводам. Но не нужно забывать время от времени «подкармливать» читателя красивыми трюизмами.
Так же и с героями. Раскрывая образ персонажа, не стоит начинать со слишком сложных вещей, например, с противоречивого характера героя, с внутренних метаний и рефлексирования. Читатель не может к подобному герою проникнуться сочувствием – он не такой, как все, поэтому, скорее, настораживает, чем привлекает. Странные, непонятные люди не вызывают доверия и симпатии.
Поэтому начинать лучше с трюизмов – со стандартных черт характера, привычных читателю особенностей поведения, с мыслей героя, которые близки и понятны большинству современных людей. Пробуждение книжного персонажа со словами: «Утро не бывает добрым!» - банально, но понятно читателям.
Это не значит, что всё произведение должно быть написано в таком духе. Трюизмы используются для настройки мозга на восприятие текста. Это как камертон. А потом можно играть чувствами и мыслями читателя, исполняя свою оригинальную мелодию. Он будет вам верить, ведь вы мыслите так же как и он. И героя будет воспринимать, как понятного и близкого по духу, даже если это трехглазый ящер из системы Альфа Центавра.
Вот как-то так. На сегодня всё. До скорой встречи. Не скучайте.