В 2015 году издание Harvard Business Review провело опрос 45 CEO, чтобы выяснить, какую роль сыграли менторы в их профессиональной жизни. Как выяснилось, 84% гендиректоров уверены, что менторство помогло им избежать дорогих ошибок и быстрее нарастить экспертизу. На разных этапах и в разных ситуациях нам нужны разные менторы. Меняться должны не только имена, но и роли — их несколько.
Экс-маркетинг-директор Procter & Gamble, автор бизнес-книг Скотт Мауц предлагает такую классификацию менторов:
1. Первопроходец
Это эксперт в индустрии в целом или в отдельном направлении. С его помощью пройти профессиональный путь в разы проще. Он говорит: «был там, знаю, проходил» и помогает смотреть на вещи так ясно и глубоко, как новичок сумеет еще нескоро. Он видит кратчайший путь в системе и процессах, уже четко делает то, чему его подшефному только предстоит научиться. Рассказывает про неудачи, дает дельные советы и подсказывает, где ямы. Имеет большую базу полезных контактов, что бесценно в современном деловом мире
2. Резонатор
Коллега, который может выслушать и прокомментировать идеи. Он ничему особо не учит — просто дает обратную связь на основе своих ощущений и опыта. Фактически это первая фокусная группа из одного человека — честного и максимально критичного, но без критиканства. По результатам исследования ученых из Университета Беркли, проверка идей с таким человеком помогает находить больше решений. Обсуждаете задачу с «резонатором» — и на выходе получаете на 25% больше идей.
3. Магнит успеха
Менторы этого типа служат ролевой моделью успеха — просто потому что они достигли высот. Идеально, если они из смежной или дальней индустрии — тогда вы не копируете конкретные решения, а вдохновляетесь подходами. Это важнее.
4. Адвокат
Ментор этого типа — полностью за вас. Ему нравится то, что вы делаете, и он будет помогать вам продвигаться быстрее, чем вы могли бы сами. Адвокат максимально погружается в карьеру подопечного. Иногда слишком директивно и инвазивно — но для дела полезно. Фактически выполняют роль вашей бизнес или карьерной няни.
5. Зеркало
Этот ментор хорошо знает вас, ваши силы, слабости, цели и возможности. К нему можно обратиться за критикой — попросить сказать, как он видит вас и то, что вы делаете. И он скажет честно. Это не всегда сладко, но инъекция правды поможет скорректировать движение.
6. Обратный ментор
Скотт Мауц рассказывает, что в P&G был топ-менеджер, который каждое лето брал себе интерна — и тот рассказывал ему, как выглядит ситуация глазами «младшего». Фактически это был голос снизу — так топ-менеджер узнавал, что думают о нем и о его стиле управления, как на самом деле живется в атмосфере, которую он строит. Такая обратная связь полезна, если хочется понять, насколько ты в реальности соответствуешь тем ценностям, которые заявляешь.
Это возможность поймать тренды, в которых живет новое поколение, и открыть для себя по-настоящему альтернативную точку зрения.