В первую очередь ментор нужен сотрудникам, которые только вникают в сферу или хотят вырасти. Но и тем, кто уже разобрался, он не помешает — хотя бы в качестве «зеркала». Разберемся, какие типы менторства существуют в компаниях.
Летом 2019 года сервис SurveyMonkey и ТВ-канал CNBC провели опрос на тему счастья на работе. Один из выводов — если у сотрудников есть ментор, на рабочем месте им комфортнее. Сотрудники, у которых есть ментор, больше довольны своей зарплатой (79% против 69%) и верят в то, что их вклад в работу ценится коллегами (89% против 75%). Только 25% тех, у которых есть ментор, собираются менять работу в ближайшие три месяца. А среди тех, у кого ментора нет, таких 40%. Сотрудники с менторами склонны считать, что их компания дает хорошие карьерные возможности. Среди топ-менеджеров так думает 80% (против 60%), а среди мидл-менеджмента — 75% (против 51%). Для стартапов менторство тоже важно.
В США 70% стартапов и компаний малого бизнеса, чьи основатели пользуются поддержкой менторов, преодолевают отметку в пять лет. Это в два раза больше, чем в случае со стартапами без менторов.
Исследовательский Университет Вашингтона в Сент-Луисе дал классификацию видам менторства:
- Формальный менторинг — структурные программы, в которых к ментору прикрепляют подшефного. Форматы зависят от программ менторинга, могут быть отчеты по результатам.
- Естественный менторинг — более опытный сотрудник (бадди) предлагает менее опытному профессиональную помощь (обычно у этих людей есть точки соприкосновения).
- Менторинг на одном уровне — сотрудники с примерно одинаковым опытом делятся друг с другом тем, что недавно узнали или прожили. Обычно у них общие карьерные цели, жизненные интересы, они хорошо понимают друг друга.
- Ситуативный менторинг — когда один сотрудник время от времени подтягивает другого в том, в чем хорошо разбирается. Может быть на любых этапах карьеры.
- Супервизорный менторинг — один сотрудник выступает как строгий наблюдатель и советчик для другого. Не самый комфортный вариант, потому что могут возникать обиды и конфликты интересов.
- Менторинг по запросу — когда сотрудник просит того, кто его обучал, взять над собой профессиональное шефство. Либо компания приглашает консультанта — ментора по определенному профилю деятельности
Ментор — это не должность, а по сути почетная «общественная нагрузка». Менторство не стоит компании сильно крупных сумм (кроме стимулирующей доплаты своему ментору), но помогает снизить текучку кадров, сплотить коллектив и поднять производительность. Реализуется через концепцию Win-win. Хотя богатые фирмы могут себе позволить расходы на большие менторские программы и консалтинговые услуги.