13.07.2020 г. был опубликован Федеральный закон № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
Это событие породило волну публикаций в профильных риэлторских изданиях, кто-то даже заговорил о «победе» над Росфинмониторингом.
Давайте разбираться
115-ФЗ стал для риэлторского сообщества сложным этапом, по оценкам экспертов многие участники рынка до сих пор его не соблюдают. Под прицелом закона со временем оказались не только агентства недвижимости, но и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги в этой сфере.
Долгое время бушевали споры о том, что понимается под “посреднической деятельностью» в сделках с недвижимостью, но Росфинмониторинг в своих разъяснениях уточнил данный термин в максимально широком смысле.
К тому же в группу подотчетных лиц попали организации, оказывающие не только риэлторские услуги, но и предлагающие юридическую поддержку в рамках операций с недвижимостью.
Требования к субъектам «антиотмывочного закона» достаточно серьезны: необходимо встать на учет в Росфинмониторинг (в течение 5 дней с момента регистрации), иметь ответственное (и квалифицированное) лицо в организации, проводить инструктажи и обучение сотрудников, идентификацию клиентов (в том числе через специализированные базы), а также направлять отчеты по сделкам.
Отчетность была обязательна по операциям с недвижимостью на сумму 3 млн рублей и больше, а также по «сомнительным» сделкам. Критерий сомнительности достаточно размыт, но, как правило, сюда попадали сделки с занижением стоимости, материнским капиталом, между родственниками, перепродажа только что купленной недвижимости и т.д.
О проведении подобных сделок Росфинмониторинг также получает сведения из банков и Росреестра, в связи с чем многие считают данную отчетность излишней. К тому же сложность составляет подача отчета в день проведения сделки, ведь в реальной жизни все мероприятия часто заканчиваются вечером или даже в ночи. А за любое неисполнение требований организациям и ИП грозит внушительный штраф.
Новая редакция
Согласно новой редакции закона организации и предприниматели, которые оказывают посреднические услуги при сделках с недвижимостью, не исключены из числа субъектов Федерального закона №115-ФЗ, а значит, как и раньше, должны состоять на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу и исполнять иные обязанности, возложенные на них законом.
Изначально предполагалось, что в число субъектов закона войдут и лица, оказывающие консультационные услуги при осуществлении любых сделок с недвижимостью, но в новую редакцию они не вошли.
Важным моментом для риэлторов стала отмена отчетности по сделкам с недвижимостью на сумму 3 млн рублей и выше. НО! Эти изменения вступят в силу только в 2021 году, а значит сейчас направлять сообщения о сделках, подлежащих контролю нужно в ранее утвержденном режиме.
Других существенных изменений для риэлторского сообщества в новой редакции закона нет. Обязанности по проведению проверок, обучению сотрудников, идентификации клиентов, выявлению «сомнительных» операций и сообщении о них в Росфинмониторинг сохраняются.
О сделках с недвижимостью в Росфинмониторинг очень исправно отчитываются банки и Росреестр. Третий источник, а именно агенты и агентства недвижимости, мне кажется чрезмерным, он не сообщит ничего нового. Поэтому введенное “послабление” можно назвать разумным. Мне не очень ясна целесообразность всей этой деятельности, как это способствует противодействию терроризму и отмыванию доходов. На мой взгляд лучше уделить большее внимание определению риэлторско-посреднической деятельности в законодательстве и зафиксировать определенные моменты, как это сделано во многих странах. Это более важно для развития рынка недвижимости в плане регулирования деятельности, чем эта отчетность, что называется, «для галочки».
Игорь Зеленский, управляющий партнер «Макромира» в Новосибирске.
В отчетности, которая предполагается в Росфинмониторинг от агента, на мой взгляд, отсутствует необходимость. Росреестр регистрирует сделки и все сведения по ним фиксируются там, риэлтор лишь дублирует их. В агентстве все сведения записываются со слов самого клиента, а, значит, в случае наличия желания скрыть какие-либо данные, клиент о них просто не сообщит. Соблюдать требования этого закона агентствам также сложно - это требует трудовых и финансовых ресурсов. Я считаю это неэффективной и бесполезной обязанностью, поэтому новые изменения - небольшой шаг к рациональности.
Евгений Наумов, управляющий партнер «Макромира» в Туле.