Рубеж XVIII-XIX веков стал эпохой торжества романтизма. Нет больше подражания, нет классицистического преклонения перед рационализмом. Во главу угла становится духовная часть жизни, тяга человека к прекрасному. Искусство возводится в культ, обожествляется. И верховным богом этого пантеона становится музыка. Почему же именно музыка? Попробуем разобраться.
1. Предельная степень абстракции
Концепция "невыразимого" тянется из античности, но только в эпоху романтизма она приобрела особо значение. Романтики стремились перейти от традиции подражания лучшим к свободному творчеству, не ограниченному каноном. Постмодернисты в этом смысле должны сказать им большое спасибо. Кроме того, важен был переход от частностей к обобщению. Искусство стало не усладой для души, а отражением космогонии мира.
"Прекрасное - есть символическое изображение бесконечного." - А.В. Шлегель
А как изволите изображать бесконечность, если всё время находишься в рамках чего-либо? Языка, холста, мрамора... И только музыка не имеет ограничений. Ведь музыкант творит мелодию не из материала, вещества или понятий, а из звуков. Придиры могут сказать, что и здесь есть ограничение, например, в выборе музыкального инструмента. И будут правы, но только отчасти. Ведь романтики не настаивают на инструментах. Пение птиц, шум прибоя, рёв грозы тоже признаются за музыку. И дело не в непритязательности вкусов, а в тяге к гармонии.
2. Вариативность толкования
"Музыка описывает человеческие чувства сверхчеловеческим языком." - В.Г. Ваккенродер
И прав композитор! Можно экспериментально подтвердить. Включаем список саундтреков к любому фильму и слушаем. Думаю безошибочно каждый определит, какая мелодия будет играть в период душевного подъема, какая после смерти героя, а какая в финале. Вот только в частностях будут различия. Динамичный трек одному может показаться темой для погони, а другому - сражения. Выпускникам консерваторий, конечно, проще. Они такие вещи различать учатся профессионально. Однако остальные слушатели могут консенсуса не найти. Собака зарыта как раз в пресловутой вариативности толкований, особенно в области классической музыки. Возьмите любой этюд Шумана. Прекрасная музыка! А о чём? После этого вопроса варианты ответов можно на рулоне обоев записывать. Гарантирую - одним рулоном не обойдётесь. Именно за это романтики и полюбили музыку. В однозначной семантической плоскости им мучительно. Да здравствует многозначность!
3. Борьба с каноном
Писатели-романтики от канона страдали больше всего. Ну вот представьте - мечтаете вы испытываете желание написать оду своей возлюбленной, а нельзя. Оду можно только полководцу, императору или очень важному государственному деятелю. Возлюбленная обойдётся балладой, но непременно с плохим концом, иначе это уже не баллада, а чёрте-что... Я, разумеется, утрирую, но суть ясна. Есть заданный канон, и нечего отклоняться. Любого художника такие ограничения могут довести до нервного тика, а в романтиках еще и дух противоборства подогреют. Музыканты начали сопротивляться первыми, за что и получили особое место в истории. Есть и еще одно объяснение.
"Музыкант изымает существо своего искусства из самого себя и никакое подозрение, что он подражатель не может коснуться его. - Новалис
Разве можно сказать лучше?
Слушайте музыку, читайте классику и наслаждайтесь!
Спасибо, что были с нами!
Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии.