В соответствии с этапами формирования звука можно выделить 4 основных вида работы, которые последовательно проводятся один за другим: уточнение движений органов артикуляционного аппарата; уточнение произнесения изолированного звука или вызывание звука по подражанию.
Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах. Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи. При отработке любого звука не стоит на одном занятии совмещать все четыре вида работы, так как это не даст положительного результата, особенно у тех детей, которые произносят звук неточно.
Процесс усвоения правильного произношения звука - это выработка определенного навыка, а создание навыка требует последовательной систематической работы. Поэтому каждый вид работы следует проводить отдельно, с интервалами в 3-6 дней.
Тогда дети получат возможность хорошо усвоить отрабо- танный материал. В отдельных случаях (обычно при отработке наиболее часто нарушаемых у детей звуков с, з, ш, ж, ч, щ, л, р) проводится пятый вид работы — итоговое занятие.
Его цель щить весь отработанный материал по данному звуку. Воспитатель, проводя все 5 видов работы, на каждом из них обращает внимание детей на различные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Поэтому формирование на выков правильного произношения в каждой группе, кроме первой младшей, начинается с занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного рата. Остановимся подробнее на каждом виде работы.
Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата.
Эти занятия (одно, два) проводятся в сентябре. Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят: ребенок не чужд любознательности и по отношению к физнологии произношения. Он задается вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении». В каждой возрастной группе дети овладевают различным запасом сведений о работе органов артикуляционного аппарата, который дается в доступной игровой форме.
Во второй младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднима. ется, открывая и закрывая рот;
Язык поднимается вверх, опуска- ется вниз, умеет двигаться в стороны, куглам рта, вперед и назад. в средней группе уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа - - нижняя губа, верхние зубы - — нижние зубы, бугорки за верхними зубами.
Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким. в старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата них движениях в предыдущих группах.
Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким. в подготовительной к школе группе уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произ- несением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим и, умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим у», и т. д.