Найти тему
Ваш Реставратор

"Русский коновал" 1785 год - воссоздаем переплет эпохи для подарка

Состояние книги до реставрации.
Состояние книги до реставрации.

Приятно рассказывать истории, которые основаны на взаимоотношение людей. К нам принесли в работу книжный блок без титульного листа. К самой книге вернемся чуть позже, начнем с предыстории. Наша Клиентка решила сделать подарок мужу. Они оба увлекаются лошадьми, но именно супруг вовлечен в эту тему максимально глубоко. У них в семье уже долгие годы хранится старинная книга посвященная лошадям. Книга без переплета, точнее это просто книжный блок. Супруга решила сделать подарок своему мужу на день рождения и заказала у нас переплет для этого издания.

Состояние книги до реставрации.
Состояние книги до реставрации.

Чтобы правильно подобрать переплет надо узнать, что это за книга и какого она года издания. По бумаге было понятно, что книга издана до середины XIX века. Шрифт указывал на период конца XVIII или начало XIX века. Но лучше знать даты более точно. На первых листах есть обращение к графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскиому, который скончался в 1807 году. Значит книга точно издана до 1807 года, это уже хороший результат наших поисков, но мы хотели узнать точную дату. Путем изучения интернет ресурсов, электронных каталогов библиотек и каталогов нам удалось идентифицировать издание.

"Полный русский конской лечебник, содержащий 1795 год:

познание конских признаков статей, лет, ковки и анатомии; болезней конских, лечение оных, собирание к тому нужных трав, с ботаническим опианием оных; составление сложных лекарств, наставление подробное к содержанию конского завода, и наконец: обстоятельное руководство к скотоводству, познанию болезней всяких скотов и лечению оных в двух частях."

Состояние книги до реставрации.
Состояние книги до реставрации.

Вот такое длинное название встречалось практически в каждой книге. После названия идут опечатки и сноски, а после обращение переводчика издания к читателям. Этот раздел для меня самый любимый в старинных книгах. В нем видна речь той эпохи, обороты, обращения. Ниже в галереи можно увидеть полное обращение.

Содержание книги хорошо понятно из названия. Я сделал несколько фотографий страниц для вас, чтобы была возможность самостоятельно изучить советы коновалов XVIII века.

Вернемся к переплету #книги. В те времена особое распространение имело два вида владельческого переплёта:

  • Составной переплет с мраморной бумагой
  • Подносной цельнокожанный переплет

Мы работаем над подарком, а значит нам больше подойдет второй вариант. Подносные переплеты бывают разные, все зависело от пожеланий владельца книги и его финансовых возможностей. По согласованию с Заказчицей был выбран не броский, а выдержанный стильный переплет. Но прежде чем начать работу с кожей и конструкцией мы отреставрировали книжный блок.

Состояние книги до реставрации.
Состояние книги до реставрации.

Устранили утраты по листам. Промыли блок от пыли и грязи, отпрессовали и высушили все тетради. Сшили тетради в единый блок на шнуры. Сплели новый каптал. После работы блок сильно уменьшился в объеме, это хорошо заметно на фотографиях.

Состояние книги после реставрации.
Состояние книги после реставрации.

Все дела в том, что бумага в книге тряпичная, а она очень гигроскопичная. За все то время, что книга лежала без переплета и должного ухода, она впитывала влагу и пыль из окружающей среды. Все это привело к тому, что страницы "набухли" и блок сильно прибавил в объеме.

Состояние книги после реставрации.
Состояние книги после реставрации.

После проведения всех работ с блоком, он вернулся к своему первоначальному состоянию. Можно сказать, что полный комплекс спа-процедур оказал на книгу благотворное влияние.

Состояние книги после реставрации.
Состояние книги после реставрации.

Для покрывного материала выбрали кожу коричневого цвета, что характерно для той эпохи. На переплетных крышках оттеснили золотую рамку соответствующим узором.

Перейдем к корешку. Тут была повторена технология, когда на всю длину корешка выклеивается марка из кожи другого цвета. Чаще всего использовалась именно бордовая или ярко-красная кожа. На коже выполнено тиснение названия и узора. Полное название не влезло, но мы повторили тиснение, которое увидели на такой же книге сохранившей родной переплет.

Состояние книги после реставрации.
Состояние книги после реставрации.

Отдельная история с форзацами. Поскольку экземпляр у нас подносной, то на форзацы мы использовали мраморную бумагу. Бумага изготовлена ручным способом в стенах нашей мастерской. Рисунок по примеру бумаг XVIII века.

По периметру мраморной бумаги сделали обкатку блинтовым тиснением, чтобы придать книге законченный вид. Обкатка хорошо видна при открытии книги, но и в закрытом состоянии она играет важную роль в целостности дизайна переплета книги.

Состояние книги после реставрации.
Состояние книги после реставрации.

Последним этапом нашей работы стал процесс состаривания переплета, чтобы он не выглядел новодельным. Старый книжный блок должен комфортно себя чувствовать в переплет и даже если переплет новый, ему стоит придать налет старины. Работа по переплету закончена, книга готова занять достойное место на полках домашней библиотеке и станет отличным подарком для ее владельца!

Состояние книги после реставрации.
Состояние книги после реставрации.

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook