Найти в Дзене
СергиевГрад

Где придумали балалайку? И почему патент - в Германии?

Крестьянин с балалайкой
Крестьянин с балалайкой

Москва - родина водки и матрешки. А родина балалайки?

Впервые балалайка упоминается в письменном источнике от 1688 года. Но что тогда считалось балалайкой? Совсем не то, что сейчас. Считается, что первые балалайки имели круглую форму. На севере это были долбленые деревянные ковши, на юге инструмент делали из тыкв. Были и треугольные. Изготовление балалаек с круглым кузовом сохранилось в отдельных губерниях России до конца XIX века.

Одни инструменты имели маленький кузов и очень длинную узкую шейку, другие - большой кузов и широкий, но короткий гриф, одни три и даже четыре струны, другие - только две.

Например, штаб-ротмистр Радивилов в 50-х годах XIX века давал концерты в Москве на четырехструнной балалайке. Инструмент его был сделан из старой гробовой доски.

В общем, стандарта не было, балалайка могла выглядеть как угодно, была дешевеньким плохо звучащим инструментом для народных масс.

По сути создал и прославил на весь мир балалайку Василий Андреев. Его отец из московских мещан, в 20 лет приехал в Бежецк, и к 30 получил права купца первой гильдии. После неожиданной смерти отца, в полтора года Василий становится наследником огромного состояния. Мать снова вышла замуж, и семья переехала в Царское Село, затем и в Петербург. Зиму проводили в городе, а для отдыха, на время летних каникул, была приобретена усадьба в сельце Марьино Вышневолоцкого уезда, где был десяток крестьянских дворов (ныне с. Молдино Удомельского района Тверской области). В 21 год Василий окончил гимназию и получил право самостоятельно распоряжаться наследством. Его тянуло к искусству, он играл на 12 инструментах, выступал то как чтец-декламатор, то с номером «человек-оркестр», то с пародиями на известных актёров.

В 1883 году в Марьино Андреев услышал как его работник Антип ловко играет на балалайке. Василий попробовал, но у него ничего не получалось, пока он наконец не догадался перевести струны. Ведь Антип был левшой. Уже через неделю Василий играл лучше учителя.

В. В. Андреев
В. В. Андреев

И "заболел" балалайкой. Заказал себе инструмент у лучшего местного мастера. Не устраивает. По собственному чертежу заказывает балалайку у питерского смычкового мастера Владимира Иванова. Первая балалайка получилась весьма дорогой: с врезными ладами из слоновой кости, корпусом из горного клена и грифом черного дерева. Небо и земля с тем, что было, но все равно не идеал. И снова Андреев садится за чертежи, внося в первоначальный проект конструктивные изменения. В 1887 году Андреев с помощью мастерской Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку.

Андреев, передав чертежи и эскизы на изготовление хроматических балалаек, не оформил это юридически, Пасербский, воспользовавшись молодостью и доверчивостью Андреева, начал выдавать себя за изобретателя усовершенствованных балалаек. Андреев обратился в суд, по решению которого Пасербскому было отказано в патенте в России. К тому же сам Пасербский балалаек не делал. Их изготовлял мастер Ерошкин. А резонаторные отверстия, украшенные инкрустацией в виде русских изб, делал скрипичный мастер Обрукевич. Но хитрому Францу удалось получить патент в Германии.

Андреев создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра.

Балалайка стала первым в мире профессиональным национальным инструментом.

Императорский Великорусский оркестр
Императорский Великорусский оркестр

А Императорский Великорусский оркестр – первым в мировой истории профессиональным коллективом, в котором национальные инструменты были объединены по принципу симфонического оркестра. 

Интересно, что Королевский оркестр Великобритании создал А. С. Чагадаев, помощник В. Андреева.

Мировая премьера балалайки (как и матрёшки) состоялась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Музыканты Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим. В.В. Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки.

-4

Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью. Император Николай II подарил ему золотой портсигар, усыпанный бриллиантами.

Царский балалаечный оркестр
Царский балалаечный оркестр

Еще более щедрым подарком стало присвоение Великорусскому оркестру в 1914-м звания «Императорский Великорусский оркестр», и финансирование из Собственной Его Величества канцелярии в размере 25 000 рублей в год. Это было кстати, ведь к тому времени от наследства не осталось и следа, Андреев все потратил на развитие русского народного инструмента.

Цесаревич Алексей обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке. В списке вещей, взятых в августе 1917 г. Императорской Семьей в Тобольск, значились и две балалайки.

Инструмент царевича Алексея, работа С. Налимова
Инструмент царевича Алексея, работа С. Налимова

Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке. Тысячи мужчин возвращались из армии домой, научившись играть на этом инструменте. А зачастую и с самими балалайками.

Семён Налимов
Семён Налимов

Самым же известным мастером балалайки стал Семён Налимов, руководитель созданной Андреевым мастерской в Марьино. Он изготовил около 300 инструментов, которые до сих пор считаются непревзойденными.

При организации мастерской не оказалось клёна. А двери, косяки в доме В.В.Андреева были устроены из хорошего горного клёна, что установил С.И. Налимов, барабаня и стуча по косяку окна. Андреев приказал снять все косяки и двери, отнести их в мастерскую, и из них делать инструменты. Дом некоторое время был без окон и дверей, пока не сделали новые из другой породы дерева. 

Вместе с Налимовым в разработке балалаек принимали участие сам В. В. Андреев, композитор Н. П. Фомин, знаменитый художник И. Я. Билибин.

Наиболее удачным инструментом Налимова была сольная балалайка за № 102, изготовленная в 1902 году лично для Андреева. По красоте формы, полноте звучания и певучести тона представляла она собой подлинное достижение искусства. Сейчас инструмент находится в коллекции Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

Балалайка Налимова №102
Балалайка Налимова №102

Так что родиной балалайки по праву можно считать бывшее сельцо Марьино, которое в советское время вошло в состав села Молдино Удомельского района Тверской области. А автором - сына московского мещанина, Василия Васильевича Андреева.

--

Также читайте уникальное расследование

Подлинная история матрешки

#русская культура #сделано в россии #музыкальные инструменты #музыка #патриоты россии