Найти тему
Академия смысла

Как наши установки мешают добиваться результата. Инструменты мышления


Мы живем в череде событий: поступление в ВУЗ, переезд, болезнь, свадьба, развод, увольнение, выигрыш в лотерею, рождение детей, смена работы и т.п. Происходящему пытаемся дать оценку со знаком «плюс» или «минус», присваиваем заслугу себе или виним обстоятельства.

В такие минуты мы убеждены, что правильно и справедливо, а где жизнь «сыграла злую шутку».

Испытав неудачу, особенно сложно отделить случившееся от «Я» и безоценочно проанализировать, какие внешние и внутренние обстоятельства стоят за событиями. Выйти из установок: «это ошибка», «такое не могло произойти» или «я сам виноват».

Кто-то при нерадостных событиях встает в выжидательную позицию и размышляет, что все наладится само собой. Если уволили, то другой работодатель разглядит талант и позовет на работу без отточенных навыков. Не везет в отношениях — легче списать на партнеров, которые все как один не пытаются вас понять.

Другая крайность, когда мы замыкаемся в уверенности, что все зависит от нас. Если люди ведут себя учтиво, — это результат нашего поведения, а не их интересов. Если мы преуспеваем в работе, учебе, спорте — эффект собственных стараний. Фокус из «эго» не дает увидеть работу команды, тренера, поддержку близких. И рано или поздно эта установка может сыграть против нас.

На нейронном уровне восприятие нами событий определяется закономерностями — нейронными комплексами, которые мозг сформировал с опытом. Мы привыкаем реагировать на обстоятельства однозначно. И в этом потоке не всегда отслеживаем, что из раза в раз повторяем одни и те же модели. Упуская тот факт, что они не всегда эффективны в каждом конкретном случае.

Но любая случайность — частный случай закономерности. Из массива фактов можно выявить причинно-следственные связи. Порой закономерности неочевидны из-за ограниченности восприятия. Мы склонны думать, что причина либо в нас, либо во внешних факторах.

Из-за этого целые куски реальности «пролетают» мимо. Обстоятельства меняются, а мы действуем и думаем по шаблонам. Заболели — случайность, испортились отношения — «не судьба».

Научиться быть эффективнее в новых обстоятельствах можно и нужно с помощью других людей и тренировки навыка мышления «закономерности»:

1. Помните, установки удобны для мозга — это повод ничего не менять. Учитесь видеть в происходящем разные стороны.

2. Выпишите проблему или задачу, которая вас беспокоит. Рядом укажите причины, по которым, как вы считаете, ситуация произошла или не меняется (это и будут установки).

3. Подумайте и выпишите, какие закономерности могли привести к ситуации, — и свои действия, и внешние факторы.

4. Поинтересуйтесь мнением людей со стороны. Запишите.

5. Не спешите с выводами. Озадаченность вопросом запустит поисково-ориентировочный рефлекс, и есть шанс, что мозг составит более точную карту реальности, а значит, позволит принять оптимальное решение.

1. Рассмотрим пример конфликта с начальством . 2. «Жду, что само все наладится, от меня все равно ничего не зависит». 3. Возможно, я не выполнял все обязанности, дерзко общался. Смена офиса и коллектива, новая обстановка, увеличились функции. 4. «Вы недовольны зарплатой», «снимаете с себя ответственность, ленитесь что-то менять», «начальство ждет инициативных предложений, а вы отсиживаетесь» и т.п.

Такой взгляд на ситуацию может пошатнуть установку и переключит внимание с оценки на реальность. Мозг начнет искать новые пути решений. Например, пересмотреть отношение к обязанностям, начальству или планированию.

Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления.

и на нашем сайте.