Наверное, единственный еврей подмосковного Егорьевска, глядит на нас с талантливо исполненного граффити. Улыбнёмся ему и совершим краткую и очень поверхностную прогулку по городу. Который, уверяю, имеет гораздо больше запоминающихся объектов: часть кадров просто не понравилась автору.
Казармы для рабочих бумагопрядильной фабрики (1901).
Здание филиала МГТУ Станкин (1907-09). Архитектор Иван Барютин (1868-1928).
Башня стены Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря (1897-99).
Стена Свято-Троицкого монастыря. Первой настоятельницей обители была Олимпиада (Ольга) Бардыгина - представитель рода известных егорьевских промышленников-меценатов.
Ранние памятники Ленину изображали его каким-то более живым, не «забронзовевшим». Как этот монумент 1927 года.
Нестандартный такой памятник недалеко от Егорьевска. В народе называется «На троих».
На тот момент самый ухоженный дворик города. Налоговая.
Столько всего! Но наш путь лежит в Егорьевский Историко-художественный музей.
Старейший музей Подмосковья был основан в 1911 году текстильным фабрикантом и меценатом Михаилом Бардыгиным (1864-1933). Он расположен в центре города в самом красивом особняке – доме купцов Никитиных.
Бардыгин в отличие от Третьякова не ставил задачу «подтягивания» населения к большому искусству. В собрании музея представлены лучшие образцы российской промышленности и дизайна четырех столетий (XVII-XX вв.): стекло и фарфор, металл и шитьё, резная кость и расписное дерево, картины неизвестных художников, которые, как правило, были крепостными. Коллекция наполнена сокровищами и редкостями, курьёзами и обманками, диковинами и потешками. Как вам такой экспонат: прибор для колки орехов в виде головы Бисмарка? И тем не менее экспозиция музея уникальна и увлекательна. И по-прежнему имеет признание.
Формировал Бардыгин своё детище, видимо, просто в соответствии со своим нехитрым провинциально-патриархальным мировоззрением. Вот что писал он о социальной роли промышленника в жизни общества: «Народ на честного фабриканта глядит как на своего кормильца. Пожар, увечье, хворь, старость — сколько народа они посылают с сумою? Кому, как ни капиталисту помочь им?»
Художественный проект экспозиции выполнен лауреатом Государственной премии РФ, музейным дизайнером Евгением Розенблюмом (1919-2000) с использованием самобытных орнаментов рукописных книг крюкового пения гуслицких старообрядцев.
В 2010 году Егорьевский музей вошел в тридцатку лучших музеев Европы, став номинантом на премию "Европейский музей года" - 2010.
Особое место в русском культовом искусстве занимают рельефные и объемные изображения из дерева, восходящие к временам язычества.
Произведений деревянной скульптуры сохранилось немного из-за запретов на использование скульптурных изображений святых в православных храмах.
В Егорьевском музее представлено несколько таких скульптур, фотографии которых с удовольствием публикую.
В последние годы яркий самобытный музейный образ получил дальнейшее развитие благодаря внедрению новых технологий. Ваш покорный слуга эти технологии обошёл стороной: был здесь с компанией и без гида.
Совсем не музейная душа, но - впечатлило!
Другие публикации автора о Подмосковье: Другие публикации автора о Московской области: здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.