Найти тему
СОБЕСЕДНИК АРМЕНИИ

По следам азербайджанской провокации

Статья секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна недавно была опубликована на ИА REGNUM.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Тавушские столкновения на армяно-азербайджанской границе, начавшиеся 12 июля, по приведшим к ним причинам были аналогичны военным действиям 2016 года, однако, благодаря фундаментальным реформам вооружённых сил и системы управления Армении за последние два года, оказались чреваты серьезными последствиями для Азербайджана.

Проведенные нами исследования выявили обратную пропорциональную зависимость между динамикой цен на нефть и напряженностью на границе: чем ниже цены на нефть и чем серьезнее вытекающие из этого последствия для экономики Азербайджана, тем выше вероятность роста напряженности на границе.

С достоверностью можно утверждать, что по хронологии, в зависимости от динамики цен на нефть, события в Азербайджане развиваются в следующем порядке: за падением обостряются финансово-экономические проблемы, ухудшается социальное положение, усугубляется общественный раскол. Далее, оказавшись перед императивом поддержания сплоченности, консолидации вокруг идеи «общего врага» и во избежание еще большей внутриполитической нестабильности, руководство Азербайджана усиливает военную риторику. В конечном итоге происходит экстернализация внутригосударственного конфликта, реализованная в виде дестабилизации на границе.

В целом очевидно, что для развития событий до апреля 2016 года и до июля 2020 года действовал одинаковый алгоритм. Существует также сильная корреляция между сроками начала военных действий и пиками упадка цен на нефть: в обоих случаях временной интервал между пиком и эскалацией составлял примерно два месяца. Примечательно также, что апрельские военные действия начались в субботу, а июльские — в воскресенье. В обоих случаях выбирался выходной день.

Нефтяной фактор сделал максимально предсказуемым поведение Азербайджана, позволив с высокой точностью прогнозировать действия последнего. Более того, до июльских военных действий Азербайджан осуществил ряд подготовительных работ, важнейшими из которых стали нагнетание военной риторики и демонстративное проведение, при активном участии Турции, военных учений по периметру границы в условиях коронавирусной пандемии.

О реакции армянской стороны

Тавушской эскалации предшествовали также нескрытые посылы военно-политического руководства Азербайджана относительно возобновления военных действий. Резкая критика со стороны Ильхама Алиева единственного формата урегулирования конфликта имела целью умалить усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в то время как уверенность Алиева в «бессмысленности» переговорного процесса дала явный сигнал о военной провокации. Далее последовал визит главы МО Закира Гасанова на одну из прифронтовых воинских частей, где последний выступил с призывом ждать приказа президента и, в случае необходимости, быть готовыми идти до конца. Также заслуживает внимания интервью Гасанова местному СМИ, где последний жалуется на установленные по периметру линии соприкосновения с Арцахом системы видеонаблюдения, факт наличия которых сделал внезапное инициирование действий невозможным. Из данного заявления следовало, что Азербайджан выберет в качестве мишени другую цель, будучи намеренным тем самым расширить географию конфликта.

Можно задаться вопросом: почему июльские действия не развивались по прежнему сценарию? Причина прежде всего в том, что революция кардинальным образом изменила потенциал системы управления Армении. После 2018 года резко возросли возможности Армении в углубленном изучении Азербайджана, благодаря чему действия последнего были своевременно спрогнозированы и пресечены.

Более того, реформы вооруженных сил последних двух лет, вкупе с приобретением беспрецедентного количества современных вооружений позволили нам развить новые мощности, резко нарастив военный потенциал. Преимущества армянской стороны включают также доверие общества к премьер-министру и правящей политической команде, а также сконсолидированную работу всей системы управления, в результате чего Азербайджану весьма дорого обошлись собственные провокации.

Июльские события стали также своеобразным испытанием для российских вооружений, приобретенных Арменией за последний период и возможностей их модернизации в Армении. Опыт показал, что сочетание российского вооружения и армянской военно-промышленной мысли может развеять мифы о непобедимости ведущих вооружений.

Армения использовала современное высокопроизводительное, высокоточное оружие. Посредством умелой операции были нейтрализованы действия азербайджанского элитного батальона «Яшма».

О целях военных действий

Несомненно, в ходе инициации военных действий Азербайджан преследовал и другие цели. Алиев пытался вовлечь в войну также региональных игроков. Одной из этих целей было нанесение удара по армяно-российским стратегическим союзническим отношениям. Атакуя союзнические отношения, Азербайджан стремился повлиять таким образом на взаимодействие государств-членов ОДКБ и нанести ущерб международному имиджу организации. Между тем профессиональная деятельность армянской армии повысила имидж ОДКБ, поскольку армия государства-члена действовала сверхпрофессионально, нейтрализовав равным образом и возможные угрозы имиджу.

На поведение Азербайджана повлияли также региональные устремления Турции. Поддерживая Азербайджан любой ценой, Турция усиливала авантюристские стремления первого и создавала ложные иллюзии относительно военных действий. Более того, совместные военные учения с Турцией закладывают основу для новых эскалаций. И чем более очевидными становятся провалы Азербайджана, тем выше уровень поддержки Турции. Последняя оказала поддержку даже на уровне Совета безопасности. Между тем помощь Турции была нацелена также против региональных интересов России. В результате успешных операций армянской армии, угрозы, исходящие от Турции, были нейтрализованы.

О результатах военных действий

Вооруженные силы Азербайджана, столкнувшись с сопротивлением армянской армии, понесли серьезные потери в живой силе и технике. Азербайджан не смог убедить международное сообщество в логичности своих шагов: с момента начала военных действий международное сообщество придерживалось убеждения, что их инициация исходит именно из интересов Азербайджана, к этому прибавился и авантюризм Баку относительно нанесения удара по Мецаморской АЭС и создания тем самым глобальной катастрофы.

В сложившейся ситуации Ильхам Алиев был вынужден прибегнуть к попытке снискать народную поддержку. Последний санкционировал шествие в Баку, которое довольно быстро переросло в антиправительственную акцию. Будучи неспособным мобилизовать общество, президент Азербайджана, для сохранения лица, вновь прибегнул к провокации на границе, в результате которой опять потерпел тяжелое поражение и был вынужден отступить. В итоге Алиев оказался загнанным в цугцванг.

Алиев также пытался экспортировать конфликт из региона: координируемые из центра провокации по отношению армян со стороны азербайджанцев в разных точках мира показали, что конфликт вышел за границы региона.

Авантюризм Алиева потерпел полное фиаско, а история, как известно, доказала обратную пропорциональную связь между длительностью правления диктаторов и их неудачами на поле боя.

Падение цен на нефть, провал июльского авантюризма породили кризис управления в стране и поставили Ильхама Алиева в сложную ситуацию, тем самым усугубив роль Азербайджана как угрозы для региональной стабильности и безопасности.

Армен Григорян — секретарь Совета безопасности Армении