ВНИМАНИЕ! Статья содержит спойлеры. Убедительная просьба не портить себе впечатление от игры.
Концепт игры.
Для начала определимся, в каком мире происходит действие игры. Человеческий прогресс зашел неизмеримо далеко - любой желающий при достаточном количестве кэша может запросто улучшить свое тело. Все это произошло благодаря изучению генов тифонов - загадочной и агрессивной инопланетной расы, встреченной в космосе. ДНК человека смешивается с ДНК пришельцев и получается... а что тогда получается?
Производитель имплантов - корпорация TRANSTAR, которая продолжает эксперименты на своей космической станции ТАЛОС-1. Название, кстати, отсылает нас к бронзовому гиганту в древнегреческой мифологии - Талосу, защитнику острова Крит. В архитектуре станции также присутствует бронза. К слову, вот она.
Таким образом игра говорит нам - это последний рубеж обороны Земли против тифонов. Когда они вырываются и заполоняют станцию - становится понятно, что на кону стоит многое.
Завязка сюжета.
Мы просыпаемся в своей квартире и летим на очень странное тестирование, в котором нас проверяют на эмпатийность и умение передвигать предметы (да-да).
Философские рассуждения в игре.
Это, на мой взгляд, самое большое достоинство игры, делающее ее уникальной. PREY умудряется ставить сразу множество вопросов.
- Как далеко человек способен зайти в попытках превзойти Бога?
В мире игры человек достиг невиданных высот - изменения человеческого генома. И сейчас, в 21-ом веке, мы не так далеки от этого. Мы уже создаем роботов и ИИ по своему подобию, крепим к нашему телу бионические руки и всячески пытаемся улучшить нашу структуру, сделать что-то более совершенное. А что дальше? Что будет, когда мы попытаемся изменить саму суть человека? В игре подобное изменение отражено геймплейно - если в ходе прохождения с помощью имплантов прививать себе способности тифонов(соблазнительно-имбалансные, конечно), то рано или поздно персонаж начнет все больше погружаться в мир пришельцев и все больше отстраняться от мира человеческого. Это заставляет задуматься - а насколько человек после всех изменений остается человеком?
2. Может быть, мы представляем инопланетную жизнь совсем не такой, какой она является?
Вспомните, самый популярный образ пришельца - это человекоподобное существо. Да, отличия значительные, но общее строение скелета и конечностей прямо отсылает к нашему. В PREY cовсем не так.
Пришельцы имеют как более человеческий вид, так и совсем наоборот - это могут быть летающие головы, как в DOOM, хедкрабы, как в Half-Life и так далее. Но дело тут даже не в форме.
Тифоны не говорят, а обмениваются сигналами. Они обладают невообразимыми способностями. Эти существа чувствуют друг друга, несмотря на расстояние. И самое главное - они не способны коммуницировать с людьми. В фильмах война с пришельцами начинается потому, что они разумны и хотят нас уничтожить(или мы их). Но что если в реальном мире они станут убивать нас просто потому, что не могут иначе? Они, по всем признакам, разумны и очень умны( в отличие от тех же животных), но, опять-таки, их структура социума настолько отличается от нашей, что они неспособны на мирный контакт. Подобное переворачивает привычный нам порядок вещей, ведь сложно представить что-то, что не имеет ничего общего с нами.
3. Как следует поступать, когда опасность грозит всему человечеству?
Тут все попроще. В ходе игры нам придется принимать немало сложных моральных выборов, выбирая между призрачной безопасностью Земли и жизнями людей прямо здесь и сейчас. Не самый легкий вопрос, но я на протяжении игры пытался спасти всех и вся, эвакуировать со станции и взорвать ее. К слову, и к способностям тифонов я не прибегал.
Концовка. Еще раз предупреждаю, спойлеры!
Какую концовку вы бы не выбрали, в конце окажется, что вы - тифон, которому проигрывают воспоминания персонажа, за которого вы, якобы, играли. И теперь вас судят за ваши поступки - спасли ли людей, уничтожили ли вы станцию или нет и тому подобное. Что интересно, ведь тогда получается, что тифоны способны проявлять эмпатию ( на что вас и проверяли в начале игры :) ). В конце, в независимости от сюжетных решений, вам показывают захваченную Землю. Благодаря такому повороту чувствуешь себя мелкой пешкой в руках больших корпораций и своей собственной судьбы, появляется чувство безнадежной пустоты. Название игры, "Жертва", полностью себя оправдывает.
Заключение.
PREY - игра с интригующим сюжетом, интересным геймплеем, проработанным открытым миром, увлекающим сеттингом и.. философским подтекстом. За это я ее и люблю. Очень жаль, что она не продалась большим тиражом и продолжения, возможно, не будет.
Подписывайтесь, комментируйте и пишите, о каких играх, которые заставляют задуматься, написать в следующий раз.