Гуля Алексеева
г. Санкт-Петербург
Instagram : @algulya
FB: Гуля Алексеева
Беседовала Ася Маркова
Гуля Алексеева не любит распространяться о том, чем она занимается: «Я совершенно не способна разговаривать и рассказывать о своих куклах». Но может, именно поэтому ее работы так близки многим без всяких пояснений. Гуля не считает себя создателем авторской техники:
«Я никогда не претендую на то, что это моя техника. Не думайте об этом, не упоминайте об этом. Нравится? Пожалуйста, берите, используйте!» Но именно она стоит у истоков популярности папье-маше среди кукольников. Гуля создает любовь. Иногда — нечеловеческую, иногда — вполне
себе обывательскую, но непременно любовь. Она от чистого сердца может сказать про свою куклу: «Ангел мой, душа моя». И будет абсолютно права.
Разрешите представиться. Маша
Г.А.: Гуля — это уменьшительно-ласкательное имя. Полное — Гульфира. Но я так от него отвыкла, что совершенно им не пользуюсь, оно мне как чужое. Назвать — назвали, но никогда так не звали. Поэтому когда говорят «Гульфира», я даже не всегда понимаю, что обращаются ко мне. Есть у меня и еще одно имя. Им я тоже редко пользуюсь. Но я привыкла, что так иногда ко мне обращаются друзья. Маша. Так меня нарекли при крещении.
Детский мир
Г.А.: Как-то у Набокова я вычитала фразу, которая запала в душу. Дословно не вспомню, но смысл в том, что у художника — настоящего художника — детство должно быть либо очень счастливое, либо глубоко несчастное. Не берусь утверждать, что детство мое было безумно тяжелым, но мои
фантазии интересовали меня явно больше повседневной жизни. Возможно, благодаря этому и стала художником. Потому что постоянно рвалась в ТОТ мир, мир иллюзий, чтобы не находиться в мире реальном.
Шаги в профессию
Г.А.: Куклами мне хотелось заниматься всегда. Но я искренне полагала, что это не в моих силах. Думала, не справлюсь. Закончила театральное училище, освоила профессию декоратора. Потом работала по специальности в драматическом театре. Правда, недолго: по моей просьбе меня перевели в театр кукол. Это происходило в городе Магнитогорске в 1970-е годы, когда там был очень известный театр «Буратино», а в театре — Виктор Львович Шрайман, легендарный
режиссер и не менее легендарная личность. Через какое-то время я продолжила получать образование, выбрала Театральную академию в Ленинграде. Но на факультет театральных скульпторов поступать не решилась: снова подумала, что не справлюсь, не сдам экзамены, не поступлю. Поступила на постановочный факультет. А в результате все
мои друзья были кукольниками. И даже замуж я вышла за кукольника. Саша сначала был мне интересен как художник, а потом у нас случился роман.
Среди китайских пуховиков
Г.А.: Куклы в моей жизни так давно, что я даже не помню свою первую работу. А вот первую работу, которая была выставлена на продажу, помню. Мы с Сашей тогда по распределению работали в Сибири. Начало девяностых… Реформы… Два года без зарплаты… А у меня муж и ребенок.
Тогда я впервые решилась продать свою куклу из папье-маше. Специальных магазинов в то время конечно же не было. Была крещенка — место, где принимали самые разнообразные товары. Туда привозили и посуду, и китайские пуховики, и прочее, и прочее. Туда же я принесла и свою куклу. Это оказалось очень кстати, потому что за эту работу я получила столько, сколько мой муж в то время получал за полгода — точнее, получал бы, если бы давали зарплату.
А мне все равно!
Г.А.: Вживую мои работы можно увидеть, пожалуй, только в
Клубе-студии «Кукольная коллекция» Елены Громовой. Пару раз я принимала приглашения поучаствовать в выставке «ВРЕМЯ КУКОЛ» — когда поняла, что питерский зритель вообще не видит моих работ, и решила, что это несправедливо. Были еще совместные смешные проекты с Ромой Шустровым в нашем Гостином Дворе. По приглашению ездила в Баку. Но это — скорее, исключения. Правилом для меня стала все-таки Москва. С 2006 года я собственноручно вожу туда свои новые работы. Вот не могу отправлять куклы почтой! Психологически не могу. Все могут, а я — нет. Проще самой приехать. Но вот я работу отвезла — и… все. Дальше она начинает жить своей жизнью. Я не в курсе, ни куда уезжает
экспозиция, в которой она участвует, ни кто ее купит. Конечно, я надеюсь, что мои куклы попадают в хорошие руки. И что их выбирают не только потому, что они удачно вписались в чей-то интерьер. Но по большому счету все это меня уже мало интересует. Так уж я устроена: мне интереснее делать куклы, нежели потом устраивать их судьбу.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Санкт-Петербург — мой любимый город. Он мне очень близок по духу. Настолько близок, что здесь я провела большую часть жизни, никуда не выезжая. Я домашний человек и не любитель путешествий. Хотя частенько путешествую мысленно — в любое время, в любую страну. И всегда говорю, что я — гражданин Вселенной.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Помойки, находки, Мурзилки
Г.А.: Вот не оскудевают питерские помойки! А может, это мы с мужем всякий раз появляемся в нужное время в нужном месте. Несколько лет назад мы спасли от погребения в недрах мусорных контейнеров стул ар-деко с инкрустацией разными породами дерева и перламутром, а потом — пишущую машинку «Ундервуд». И вот как-то пошел муж выносить мусор, а в результате нам открылись новые знания: Саша принес дореформенную книжку с ятями — «Царство малютокъ». И все тайное стало явным. Прежде я думала, что Мурзилка — это желтый пушистый зверек, именем которого был назван советский журнал для
детей. А Незнайка — герой носовских историй. Ан нет! Оба они — эльфы! Причем Мурзилка носит гордое прозвище «Пустая голова».
Как тяжело быть дверью…
Г.А.: Всегда считала, что художник — не более чем исполнитель. Все куклы, которые я делаю, уже давным-давно существуют в каких-то других измерениях. А я лишь помогаю им прийти в наш мир. Иногда я начинаю работу, чувствуя, что все идет хорошо, что я, словно антенна, поймала сигнал, и руки работают сами. Так было с «Нечеловеческой любовью», композицией про такую любовь и такой накал страстей, которые человек не в состоянии перенести. Поэтому и «нечеловеческая». Я сделала ее поразительно быстро, за пару недель, на одном дыхании, пребывая в полном восторге. А бывают работы нечестные. Когда тебе обязательно нужно что-то сделать. Какую-то куклу к какому-то времени. И вот ты сидишь и высасываешь идеи из пальца… И со скрипом что-то выдаешь. Но это уже совсем другая история... Горячо мной любимый живописец и график Светлана Рудняк как-то написала комментарий к одной из моих работ, который поразил меня своей точностью: «Гуля, как же тяжело быть дверью!» Понимаете? Художник — это дверь. И если он сможет ее найти, если он сможет ее открыть, значит, он состоялся.
Не спи, художник!
Г.А.: Я уже давно пришла к выводу, что лучше мастеров из России и стран бывшего СССР никого нет. Ни в одной другой стране. Всем очень далеко до того, что создается у нас. Часто в социальных сетях я могу заинтересоваться работами какого-нибудь иностранного художника. А потом захожу к нему на страничку и неожиданно обнаруживаю, что живет-то он заграницей, но родился где-нибудь в Подмосковье или, например, в Перми. Видимо, наша далеко не самая спокойная страна даже на расстоянии не дает художникам расслабляться, держит их в постоянном творческом тонусе. Вот и правильно. Спать надо меньше, а работать больше. Это залог успеха. Так что не спи, не спи, художник!
« К у к о л ь н ы й М а с т е р » № 4 0/2 0 1 3 г.
Все выпуски печатной версии журнала можно приобрести здесь:
www.instagram.com/akademiyatvorchestva