Сегодня средства массовой информации буквально взорвались сообщениями о том, что у нас появится первый, отечественный электромобиль Zetta. Его появление анансировал Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Что же это за автомобиль?
При длине 3,5 метра электромобиль будет иметь трёхдверный кузов и четыре посадочных места. Максимальная скорость модели будет составлять 120 километров в час, а запас хода будет зависеть от емкости батарее, которую будут поставлять из Китая. Это единственная составляющая не имеющая клейма - Сделано в России. Как сообщают производители на одной зарядке Zetta сможет проехать от 120 до 500 километров. Так же анонсировано, что на автомобили из Тольятти будут установлены асинхронные двигатели - мотор-колеса. Как утверждают основатели фирмы это позволит снизить удельное энергопотребление на 10-40%.
По словам разработчиков электромобиля этот электромотор создан на основе некого совмещения сразу двух типов обмотки. Обычно применяют отмотку типа "звезда" или "треугольник". Причем они соединены параллельно. Статор построенный по этой схеме конечно же сделать можно, но вот принесет ли она заявленную эффективность не понятно. Слишком огромна вилка, как показывает практика современные технологии не позволяют электромоторам достичь столь большой разницы в электропотреблении.
Я облазал кучу официальных сайтов, но смог найти лишь патенты, причем без описательной части.
Конечно же не смог я найти и сертификаты соответствия. Но более всего меня поразила сумма инвестиций. По разным сведениям она составила 500 миллионов рублей. Много это или мало? Если верить создателям, то они утверждают, что их предприятие способно производить 10 - 15 тысяч автомобилей ежегодно. Значит речь идет о мелкосерийном производстве, тогда этих денег будет явно недостаточно. Ведь необходимо найти поставщиков, заинтересовать их материально. Наладить поставки запасных частей и решить вопрос с обслуживанием.
Именно поэтому объявленная цена в 450 тысяч рублей кажется мне совершенно нереальной. Как показывает практика продвинутые модели на электротяге просто не могут стоить так мало. И тут мне вспомнился аналогичный проект финансируемый господином Прохоровым, там тоже говорилось о супер двигателе, и новых технологиях. Инвестиции были куда как большими, но где тот проект? И где те автомобили?
Поэтому появление электрокара из Тольятти вызывает у меня больше вопросов, чем ответов.