Встречая гиперактивного ребенка, многие «по простоте души» начинают критиковать родителей. Чего только не услышишь: следи за своим ребенком, воспитывать детей надо, ремень по нему плачет!
Да, я знаю, мой ребенок раздражает. Нет, не раздражает, сводит с ума.
Если мы едем на море, то поесть можем только в столовой, потому что дождаться, пока принесут еду в кафе – нереально.
Если мы ждем очереди – спасает смартфон. Уже третий. Предыдущие два бесславно погибли. Первый он укусил в наказание. Трещины по всему экрану. Второй расковырял отверткой, тоже экран. Нечаянно. Не смог остановиться.
Пыталась водить на дополнительные занятия – педагоги плачут.
Теперь занимаемся дома. 1 класс благополучно закончили (Слава самоизоляции!). Теперь второй изучаем.
Понимаете, СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) – это медицинский диагноз. Не надо путать просто с «шилом в заднице». Многие дети подвижные. И даже очень подвижные. Но ребенка с СДВГ не остановит ни воспитание, ни ремень. Он не в состоянии до определенного возраста контролировать свое внимание и свою активность.
Те, кто с настоящим СДВГ не сталкивался, часто сами своим детям ставят «диагноз». Или вообще отрицают, что такое заболевание существует.
Я в своей педагогической карьере настоящий СДВГ видела дважды. Второй раз – у своего сына. Первый – еще в молодости, в детском саду. Спутать ни с чем невозможно: ребенок даже на физкультуре в строю стоит – кривляется. Он физически не может стоять неподвижно.
И еще один яркий признак. Как ребенок засыпает. Уложить гиперактивного ребенка - целое дело. Он будет крутиться, скакать, болтать, чесаться – и можно обораться, наказывать – все бесполезно. Потом в какой-то момент "батарейка садится" окончательно, и он засыпает буквально «в прыжке», падая на кровать уже спящим.
Ученые связывают СДВГ с недоразвитием определенных зон мозга, отвечающих за планирование и самоконтроль. То есть слегка успокоить, замедлить ребенка можно правильным подбором препаратов. Но он будет спокойнее, только пока их принимает. Однако реально станет легче, только когда мозг «догонит» норму. Хотя «особенности» в виде импульсивности чаще всего остаются на всю жизнь.
И еще, несмотря на свою гиперактивность, дети с СДВГ далеко не глупые. Напротив, многие из них обладают довольно высокими интеллектуальными возможностями. Однако при обучении в обычном классе часто «скатываются» на двойки-тройки исключительно в силу того, что не могут спокойно сидеть, много отвлекаются – и из-за этого пропускают важную информацию.
Поэтому я учу своего «бесенка» сама. Мы с ним успеваем и побеситься, и поскандалить, и школьную программу пройти. Быстро. Минут за 10. Иначе внимание рассеивается – и заниматься становится бесполезно.
Как жить с гиперактивным ребенком? Выживать, день за днем. Как и со многими другими заболеваниями. Да, иногда к вечеру голова кругом. Мне, например «повезло» - большой дом и собственный двор. Не представляю, как выживают с такими «бесенятами» в однушках. Куда девается бешеная энергия?
Еще хорошо помогают силовые упражнения. Там, где советуют ремень, у нас идет отжимание и пресс.
Не знаешь, чем заняться – и сходишь с ума? 10 отжиманий. Пока отжался, кровь от головы к мышцам прилила, зона возбуждения в мозгу сместилась. Конечно, объяснение весьма упрощенное, зато сразу понятен механизм переключения. Да и для здоровья отжиматься полезнее, однозначно. Иногда даже в общественных местах приходится так успокаивать. Зато потом ведет себя гораздо адекватнее.
А вы видели гиперактивных детей? Ваше мнение?