Двигать здания начали еще в XV веке, по крайней мере, если опираться на дошедшие до наших дней сведения. В 1455 году в Болонье, не разбирая, транспортировали колокольню одной из церквей.
Со второй половины XIX века активно перемещать здания с места на место начали американцы. Причем иногда постройки перевозили из одного города в другой. Адреса меняли как массивные сооружения, так и частные дома. Например, в 1925 году в Осборне на 2,5 км передвинули свыше 550 домов, чтобы защитить их от наводнения. Несколько проектов по перемещению зданий осуществили и в царской России.
Рекордсмен?
Самое тяжелое здание, которое передвигали, согласно Книге рекордов Гиннесса — это Fu Gang Building. Сооружение весом 15,14 тыс. тонн в ноябре 2004 года переместили на 36 метров. Операция в китайской провинции Гуанси заняла у инженеров ровно 11 дней.
Несмотря на запись в Книге рекордов, эта 8-этажка все-таки не тяжелейшее строение из когда-либо перемещенных в целости и сохранности. В 2013 году дом Исы Бек Гаджинского (19,8 тыс. тонн) передвинули в Баку. С 1908 года это величественное здание находилось в столице Азербайджана по адресу ул.Физули, 39.
Через сто лет этот памятник архитектуры стал преградой при расширении бульвара, поэтому его и решили транспортировать на 10,5 метров. Для реализации проекта пригласили голландцев, которые в течение пяти месяцев (включая подготовительные работы) и осуществили задуманное.
Забытые советские рекорды
Сегодня встречается немало статей, где самым тяжелым зданием, которое сдвигали с места, называется либо вышеупомянутое китайское строение, либо архитектурный памятник Баку. Как правило, публикации эти на иностранных языках. Оно и понятно. Ориентируются в первую очередь на данные, зафиксированные в той же Книге Гиннесса.
В материалах на русском языке самым-самым в этом отношении, как правило, называют Саввинское подворье (дом №24) на Тверской улице (тогда ул.Горького), которое в конце 1930-х передвинули на 50 метров. Вес здания составил 22,4 тыс. тонны. Простая математика ясно свидетельствует, что это строение куда тяжелее китайского рекордсмена.
Причем переезжала на новый адрес постройка вместе с жильцами (чуть более 500 человек). Хотя они и просили предупредить об инженерной операции, чтобы переехать на время из квартир, их попросту обманули, назвав не те даты. Некоторые, как рассказывают, даже не заметили столь необычный переезд и 4 марта 1939 года проснулись, что называется, в пути.
После 4-месячной подготовительной работы здание, «срезанное» с фундамента, двинулось по рельсам. Через три дня оно стояло уже по новому адресу. При этом все коммуникации продолжали функционировать даже во время переезда: для работы водопровода и канализации использовали гибкие шланги; отопительную систему присоединили к соседней котельной.
В то время сохраняли не все здания, некоторые попросту сносили. Та же участь ждала и Саввинское подворье, но в результате строение решили оставить.
Известно, что жители лично писали письма руководству города, прося не сносить здание. Но существует мнение, что вовсе не просьбы граждан повлияли на конечное решение.
Дело в том, что самым тяжелым «движущимся» зданием на тот момент была 11-тонная телефонная станция города Индианаполиса, которая за четыре дня «переехала» на 16 метров. Поэтому за перемещение подворья взялись с особым энтузиазмом, дабы побить заокеанский рекорд. Хотя эта версия из разряда слухов. Скорее, как и в случае с другими постройками, здание решили не сносить, признав его памятником архитектуры.
По сей день это сооружение остается самым тяжелым из тех, что когда-либо перемещали.
Известны в СССР и другие рекорды. Например, в сентябре 1939-го всего за 41 минуту на 13,5 метров передвинули здание Моссовета. Вес сооружения — 20 тыс. тонн, что тоже больше, чем рекордсмен Книги Гиннесса. Правда, нельзя сказать, что операция прошла «безболезненно»: во время перемещения строения в стенах появились трещины.
В общей сложности в столице передвинули более 30 зданий. И, наверное, каждый случай заслуживает отдельного рассмотрения. И если на родине помнят об удивительных инженерных проектах СССР по перемещению зданий, то западные источники часто даже не упоминают о московских домах.
Не без трудностей
Главным по «передвижке» в СССР тогда был Эммануил Гендель, руководивший новообразованным трестом, в задачу которого и входила реализация подобных проектов.
По словам инженера, технология, применяемая в СССР, превосходила ту, что использовали в США. Об этом он упоминает в 48-страничной брошюре «Передвижка зданий и сооружений» (1978 год). Например, в отличие от американцев, которые применяли ручные винтовые домкраты, советские инженеры передвигали здания преимущественно при помощи 200-тонных гидравлических домкратов.
Гендель пишет, что заокеанские коллеги отдавали предпочтение такому подходу из-за дешевизны, а благополучие рабочих, на которых выпадала серьезная нагрузка, не сильно беспокоило подрядчиков. Также он подчеркивает, что в США намеренно скрывали трудности, возникавшие во время работ, показывая в прессе только конечный результат.
Стоит отметить, что со сложностями сталкивались и советские инженеры; правда, были они не столько технического, сколько организационного характера.
Например, газета «Известия» в сентябре 1937 года писала, что тресту, занимавшемуся проектами по передвижению зданий, не хватает специалистов, из-за чего часто срываются сроки.
Здания снова "в движении"
Сегодня технологию перемещения зданий до сих пор используют в разных странах мира. Правда, в России эту практику не применяли уже около 40 лет, о чем сожалеют некоторые градозащитники. Ведь в таком случае удалось бы сохранить немало исторических зданий, которые попросту снесли.
И вот, буквально после написания этой статьи, стало известно что впервые с 1970-х в Москве вернулись к практике передвижения зданий ради сохранения памятников архитектуры. При этом, использовали старые наработки советских инженеров.
Первым строением, которое переехало в российской столице за последние 40 лет стала водонапорная башня, возведенная в конце позапрошлого века. В ближайшее время планируется переместить еще минимум два здания.
Читайте: Снести все города и построить новые: почему Сталин отверг проект советского архитектора