В подмосковном музее-заповеднике Чехова усадьбе Мелихово воссоздан чеховский сад и огород. Антон Палыч обожал земледелие, постоянно читал журналы и брошюры по садоводству и огородничеству и гордился своими агродостижениями.
В огороде прям под окнами кабинета Чехова, который он называл французским, прекрасно чувствует себя артишок - культура не частая в современных огородах, но привычная дореволюционной русской усадьбе. Растение из семейства астровых, внешне артишок напоминает простой чертополох, и листьями, и цветами с сиренево-синим соцветием. В мелиховском огороде артишоки высажены там же, где они росли при Чехове, схема рассадки восстановлена по воспоминаниям сестры Марии Павловны Чеховой.
Да, артишоки прекрасно растут не только в средиземноморье, но и в Московской области, просто надо постараться, если там одно растение может плодоносить по 7-9 лет, то в наших условиях кусты надо укрывать на зиму. И то в этом году в Мелихово артишоки вымерзли, поэтому новые кусты станут плодоносить на месяц-другой позже.
На днях ездили с интеллектуальным Клубом 418 в любимое имение Антона Павловича Чехова Мелихово, которое стало настоящим семейным гнездом Чеховых и подарило миру десятки произведений чеховской классики.
В этом году Музей Чехова в Мелихово празднует 80-летие, ну а сам Антон Павлович - 160-летие, так что оставить без внимания одну из главных точек на карте чеховского мира было бы несправедливо. Экскурсию по заповедным местам провела главная хранительница музея и восторженная обожательница Антоши Чехонте Чайковская Ксения Абрамовна.
В Мелихово, которое Чехов приобрел в 1892 году, у него, никогда не имевшего собственного дома, впервые появился свой кабинет, про который он писал: «сижу в своем кабинете с тремя большими итальянскими окнами и благодушествую».
В кабинете до сих пор сохранилась подлинная обстановка - письменный стол, кресло, диван, этюд Левитана и семейные фотографии. Стол до 1970-х стоял в мелиховской школе, одной из трёх школ, основанных при содействии и на средства Чехова, он сам подарил его школе перед отъездом в Ялту. На столе - фотография друга и поклонника Петра Чайковского с дарственной надписью. В кабинете висит люстра работы Федора Шехтеля - подарок внучки архитектора Марины Сергеевны.
В Мелихово сохранилось не так много деревьев - свидетелей чеховской эпохи. Например, два берлинских тополя, посаженные хранителем и устроителем местного хозяйства, отцом семейства, бывшим крепостным мужиком Павлом Егоровичем Чеховым.
Бережно хранят здесь и покой двухсотпятидесятилетних лип в глубине сада, росших здесь задолго до Чеховых. На большом ветвистом клене установлен тройной скворечник, придуманный братьями Чеховыми в шутку: к моменту покупки имения в деревне Мелихово не было ни медпункта, ни школы, ни пожарной избы, зато на сорок нищих домов было три кабака.
Мелихово Чехов приобрел после долгих поисков подходящей недвижимости в других регионах - наткнулся на объявление в газете и почти заочно решил брать.
Это был первый собственный дом можно сказать со времен крепостного права, где поселилась вся большая семья Чеховых. Просторный коридор с ‘итальянскими’ витражами соединял уютные гостиные и небольшие спальни родителей, сестры и самого Антона Павловича. Поместье состояло из разрозненных участков огромной по нашим временам площадью в двести с лишним десятин, а стоило не таких уж больших денег по меркам нынешнего подмосковья - 13000 рублей, если перевести на наши, то миллионов 17-20, для 213 гектар с постройками, садами, полями, прудом и лесом это просто мечта, не правда ли? 😏
После революции дом развалился, хотя до 17 года новые владельцы сберегли его безупречно, и в 1950-е его пришлось отстраивать на сохранившемся фундаменте заново, а мебель и экспонаты в музейные фонды собирали по крупицам, у родственников, местных крестьян, знакомых, друзей да и много где еще.