(Евр. 13:7)
В стихе 7 приводится шестая и последняя черта, которой должен обладать христианин. Призывая получателей письма почитать своих наставников и подражать им в церкви, автор даёт им три предписания.
«Помните наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
ПОМНИТЕ ИХ
Наставники, о которых идёт речь здесь, не были жадными недовольными людьми. Их жизнь была хорошим примером верности для адресатов. «Взирая на кончину их жизни» указывает на то, что ко времени написания этого послания они уже умерли. Они либо получили откровение о том, что попадут на небеса, либо их судьба в вечности была очевидной из их образа жизни. Оставшиеся христиане должны были «продолжать помнить» (согласно греческому тексту) их, то есть должны были постоянно размышлять о своих бывших наставниках. Тот же глагол использовал Павел во 2 Тим. 2:8, когда наставлял: «помни Иисуса Христа». Мы также можем хранить в памяти верных братьев и сестёр, которым нам следует подражать. Слово наставники (от греч. хегеомай, означающего «вести» или «управлять с полномочиями») используется в этой главе три раза (см. ст. 17, 24). Это общий термин, не позволяющий определить должность или тип наставника. Слова, образованные от того же корня, в Мф. 2:6 переведены как «вождь», а в Деян. 7:10 — как «начальник». Поэтому хегеомай говорит о влиянии большем, чем влияние человека, который ведёт за собой одним только своим примером.
Кроме апостолов, стих 7 может указывать на евангелистов, которые «проповедовали вам слово Божие». Обязанность проповедовать была возложена на Тимофея как на «совершающего дело благовестника» (2 Тим. 4:2, 5). Могли иметься в виду также и старейшины, так как некоторые из них трудились «в слове и учении» (1 Тим. 5:17). «Слово» охватывает всю евангельскую весть.
Адресаты этого наставления, возможно, не оказывали должного уважения Богом поставленным церковным наставникам прошлого и, может быть, настоящего (см. ст. 17). Неуважение к власти — это серьёзный грех. Эти евреи необязательно выражали недовольство своими наставниками, но они отходили от веры (2:1–4). В любом случае, из-за своего поведения они балансировали на грани большой опасности. Они нуждались в этом напоминании.
ВЗИРАЙТЕ НА НИХ
Стихи 17 и 24 говорят о наставниках, которые были живы во время написания Послания к евреям. Стих 7, вероятно, имеет в виду апостолов, старейшин и, возможно, некоторых других, кто пережил гонения, о которых упоминает Деян. 8:1–4, в Иерусалиме. В то время как многие члены церкви бежали, они остались. Таким образом в городе сохранилась церковь, куда можно было вернуться после стабилизации ситуации и куда попал Павел после своего обращения (Деян. 9:31). Их жизнь была ярким примером непоколебимой верности, каким до сих пор является жизнь Авеля (11:4).
Через этих наставников первой церкви изначально было утверждено слово (2:3); это были те люди, которые остались верными до смерти. Поэтому читатели должны были вспоминать природу их верности и «кончину их жизни» (выражение, обозначающее их награду после смерти). Слово «взирать» означает «пристально смотреть, глубоко изучать» (Лайтфут). Братья должны были размышлять над тем, как эти достойные подражания наставники жили и что это означало для них в вечности. Слово, переведённое как «кончина» (экбасис; также означает «конец», «результат», «итог») встречается в Новом Завете ещё только в 1 Кор. 10:13, где переводится как «облегчение» или «выход». Выходя из любой жизненной ситуации, мы должны смотреть, что по этому поводу говорит Бог. В контексте 13:7 экбасис указывает на конечный результат такой верной жизни.
Когда мы думаем о бывших наставниках, которые были верны до смерти, какая-то часть их духа остаётся с нами и делает нас лучше. Это хороший повод почитать и узнать больше о жизни великих героев веры в Писании. Память о верных и благочестивых людях, которых мы знали лично, может даже ещё больше повлиять на нас, чем память о тех, о ком мы просто читали или слышали от других.
ПОДРАЖАЙТЕ ИМ
Наставники, упомянутые здесь, твёрдо держались начатой ими жизни; они остались верными до конца (3:14). Они были хорошим примером, которому стоило подражать (от мимеомай). Это слово имеет тот же корень, что и «подражатели», которое использовал Павел в 1 Кор. 11:1. В русском языке есть несколько слов, образованных от этого греческого слова: это «имитировать», «мимика», «мимический» и другие.
Что значит «подражайте вере их»? Вероятно, автор побуждает христиан вспомнить подробности того, как эти наставники жили и умерли в согласии с учением Христа. Несомненно, они основывали своё поклонение и ежедневную деятельность на «одной вере» Еф. 4:5 — учении, в которое надо верить. Это хороший пример для всех христиан.
Подражание — это высшая форма признания. Будучи начинающим проповедником, я пытался подражать некоторым братьям, которых я уважал. Постепенно я выработал свой собственный стиль, который включал и кое-что из того, что я взял у тех братьев. Подражать Христу (1 Кор. 11:1) — это высшая честь, которую мы можем оказать нашему Господу.
РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Церковь всегда будет нуждаться в хороших, смиренных людях, которые будут служить и наставлять. На мемориальной доске в Вестминстерском аббатстве высечены следующие слова в честь Джона Уэсли: «Бог хоронит своих работников, но продолжает Свою работу». Подражая благородным мужчинам и женщинам с детства, мы будем лучше, став взрослыми. Родители всегда указывали мне на старейшин и проповедников нашей общины как на людей, достойных уважения. Однако люди иногда могут разочаровать нас. Случалось, что даже церковные наставники оставляли веру. Человеческие слабости не должны смущать нас. Стих 8 обращает нас к нашему величайшему примеру, Иисусу Христу, который никогда не обманывает наши ожидания и не отказывается от Своих принципов.
СЛУЖЕНИЕ НАСТАВНИКА
Бог небесный предусмотрел, чтобы у Его церкви были авторитетные наставники. Новый Завет даёт образец такого руководства (см. Деян. 14:23; 20:17–35; 1 Тим. 3:1–7; Тит. 1:5–9; 1 Пет. 5:1–5). Христиане должны уважать начальство в церкви и подчиняться ему (13:7; см. ст. 17). Власть старейшин ограничивается добрым наставничеством; члены церкви не должны подвергаться диктаторскому принуждению (1 Пет. 5:1–3).
Каждый член церкви должен знать церковных наставников и подражать их вере (см. 1 Фес. 5:12, 13). Мы должны их радостно приветствовать (Евр. 13:24). Упомянутые в 13:7 умерли ко времени написания этого послания, но память о них всё ещё жила в умах читателей. Земные наставники уходят, но Иисус всегда один и тот же, а Он есть высшая власть для всех людей всех времён (13:8). То, что Иисус сделал для первых еврейских учеников, Он сделает и для нас.