При повреждении судна, или корабля, всегда может наступить печальный момент, когда усилия по исправлению ситуации тщетны и все, что можно сделать это покинуть судно спасая экипаж и пассажиров. Наступает момент, когда нужно воспользоваться основным средством коллективного спасения -шлюпкой.
Шлюпки появились с того момента, когда суда достигли размеров, позволяющих погрузить на борт маленькую лодку. В период эпохи парусников у шлюпок было много функций помимо собственно спасения. Это погрузо-разгрузочные работы, в неподготовленных гаванях, где судно не могло подойти к берегу, ну и помощь в маневрировании, а иногда и просто движение в мертвый штиль.
сновной проблемой при использовании шлюпок для спасения это было спустить ее на воду. По первости в древности, судно погружалось, а шлюпка стартовала так сказать, прямо с палубы. Но с ростом размеров судов, в отчаянный момент надо было именно спустить шлюпку на воду, уже с людьми и делать это было надо строго в определенных условиях, иначе вместо спасения получалось убийство. Проблема безопасного спуска шлюпки с людьми на воду была радикально решена под конец двадцатого века. Но обо всем по порядку. Даже если спуск на воду прошел успешно, в плохих погодных условиях открытая шлюпка неизбежно заливалась волнами, к тридцатым годам двадцатого века угрозу затопления решили встроив в борта шлюпок герметичных емкости с воздухом, что не давало даже полностью затопленной шлюпке утонуть. А немого ранее появилась альтернатива шлюпкам — спасательные плоты, которые стали весьма популярны на военных кораблях, где эвакуация могла произойти взрывом, разбрасывающим людей и обломки в разные стороны, в такой ситуации плот был весьма кстати.
Но о шлюпках, на день сегодняшний шлюпки спрыгивают в воду по направляющим и представляют из себя закрытые капсулы, нет конечно остался вариант спуска шлюп-балками, но и эти шлюпки выполнены закрытыми. Вход в шлюпку через задраиваемый люк, внутри кресла с ремнями как в самолете, теперь не особенно важно с каким креном судно, главное успеть попасть в шлюпку пристегнуться, а дальше дело техники.