.
Образ роковой женщины - образ страшилки ,область художественного черного анекдота. Есть страшилки для детей, а есть страшилки для инфантильных мужчин. Для Славоя Жижека, например. О чем же еще писать в семьдесят - таким людям? Можно посочувствовать...Ну а миф о прекрасной даме посерьезнее. Рыцарские романы с этим сюжетом, вряд ли , может быть, серьезны , они скорее являли стандарт своей эпохи.Но Тристан и Изольда Вагнера безусловно серьезно, как и серьезен его Летучий Голландец. Это искусство взрослого , духовно вменяемого человека. Вагнер не был националистом, а тем более, нацистом, а если и был, то в той же мере, в какой им был Фихте, и Клейст, (черта позднего немецкого романтизма, не без влияния "имперца" Гегеля) , но Вагнер гениально выразил немецкую душу. А в немецкой душе боль и воля. Иногда большая боль. И преступная, (и столь же большая) воля. В ней мало место - христианской доброте как у людей русских...Думаю, даже у англичанина ее можно найти больше. Однако, именно этим темно -героическим началом, Вагнер , и поражает.