Найти тему
Aleks Versus out the Game

Всеволод Иванов. Пасмурный лист (сборник)

Эта книга, как и многие другие, досталась мне в наследство от человека, который прежде работал на моей должности — что-то вроде станционного смотрителя, как в романе Саймака. Только я не встречаю и не провожаю инопланетных гостей. В маленьком домике была целая полка разнообразных книг и подшивок журналов, и по большей части всё это фантастика.

Уже нет той полки, уже и комната, в которой я живу лет десять, обзавелась ремонтом, а до сих пор не прочитано и половины. И каждая книга, попадаясь на глаза, просится к прочтению очень долго, прежде чем я решусь приступить к ней. "Пасмурный лист" не стал исключением, несмотря на то, что я обожаю Иванова, и мне буквально не терпелось вновь прочесть что-нибудь у него. Уж не знаю, почему я так долго откладывал этот сборник, но зато прекрасно знаю, почему, начав читать, читал так долго и нехотя.

Сборник состоит из очень разных рассказов. Все они как бы объединены одной общей чертой — фантастическим элементом, который присутствует в каждом из рассказов. Однако, они настолько разные, что если бы я не знал изначально, что всё это написано Ивановым, я бы решил, что рассказы писали разные авторы. Настолько разные приёмы и методы использует автор, и настолько разно чувствуется язык. При этом за каждым рассказом очень чётко угадывается неповторимый стиль Иванова, его потрясающий вкус к слову, совершенное им владение и громадный словарный запас. Есть обороты, которые использует только Иванов, есть конструкции, которые присущи ему, и есть структурные, повествовательные решения, которые вшиты намертво в каждое произведение Иванова. Так приятно читать почти полный разносол, узнавая на всех страницах любимого автора.

Но несмотря на всю мою любовь к Иванову, несмотря на приятное узнавание, многие из рассказов читать было скучно. Могу отметить только три, которые вызвали отклик и запомнились: "Эдесская святыня", "Агасфер" и "Сизиф — сын Эола". Именно эти три рассказа берут мистическим антуражем и экзотическим сеттингом. Действие "Эдесской святыни" происходит в древнем Багдаде, Агасфер — гость из прошлого, посетивший Москву во время Великой Отечественной, а в рассказе о Сизифе мы оказываемся на тропе на подступах к древнему Коринфу. Но не только сеттинг и антураж дают яркости и рельефности этим рассказам. Ещё эти три рассказа написаны кратким и лаконичным языком, и в них автору удаётся изобразить очень детально и красочно мир, и не перегрузить читателя излишними описаниями этого мира. "Эдесская святыня" по плотности сравнима разве что с рассказами Чехова, или "Эриком Светлооким" Райдера Хаггарда.

Все прочие рассказы, к сожалению, перегружены. На мой скромный взгляд им не хватает краткости, им не хватает проработанности, им не хватает завершённости. Добрая половина при этом написана так, будто Иванов даже не знал, зачем их пишет. "На Бородинском поле", "Пасмурный лист", "Опаловая лента", "Сон о петухе" — очень невнятны по своему значению, по своему содержанию. Да, в них кажется есть сюжет, но он вторичен, он как бы даже и не нужен. И если "Сну о петухе" простительно быть бессюжетным, ведь это всего лишь сон, то всем прочим рассказам такую скидку дать нельзя.

"Чудесные похождения портного Фокина" так же обладают вышеперечисленными недостатками, но данное произведение является скорее фантасмагорией, чем рассказом, а потому можно простить "Фокину" любой выкрутас, даже авторские ремарки и отступления от основного текста, слом четвёртой стены и прочее.

И однако я очень рекомендую прочитать данный сборник всем любителям советской классики, современной прозы, соцреализма и в особенности почитателям самого Иванова. Вы можете освежить не только взгляд на фантастику, но и взгляд на литературу в целом, ну и конечно же насладиться изумительным разнообразием стилей и красотой слога одного из лучших авторов двадцатого века.

Цвета: болотно-зелёный, песчано-золотистый, опаловый, небесно-голубой, серовато-дымчатый.