Хочу начать свою статью с этой песни. Сначала послушайте, чтобы понятно было, о чем здесь пойдет разговор.
Как-то в середине 80-х годов прошлого века я вместе со своим другом зашли в магазин грампластинок на Профсоюзной улице в Москве. В то время выходило довольно много пластинок разных музыкантов. Раньше обычно новые поступления продавцы выставляли лицом к покупателям, чтобы сразу было видно. Мы зашли просто так - как раньше говорили, посмотреть. И мой друг сразу сказал:" Вот эти купи. Сразу две. Не пожалеешь. Завтра скажешь - понравилось или нет". Это оказались две пластинки некоего Валерия Агафонова. Песни сердца, 1 и 2 -й диски.
О нем я ничего до того времени не слышал. И думаю вам это имя тоже стало известно недавно. А может быть до сих пор неизвестно. У моего друга был странный вкус, это я знал. Например, ему не нравился Юрий Антонов, самый популярный на то время наш певец и композитор. А мне нравился. Он особенно не распространялся о том, что ему нравится. Но в данном случае я его послушался и купил обе пластинки.
По дороге домой прочитал аннотацию на пластинке. Ну думаю, вот уж купил так купил. Тогда я еще не был большим любителем русских и цыганских романсов. И, ставя пластинку дома на проигрыватель, ничего сверхъестественного не ожидал.
Первые звуки с пластинки заставили меня отложить все свои дела. Это был романс "Капризная, упрямая". Вот так я прослушал, не отрываясь, до конца оба диска. В большинстве своем это были уже известные для меня романсы и цыганские песни, которые я слышал в исполнении других певцов. Но здесь !!! Я такого не слышал. Казалось, что пел натуральный цыган. У нас и раньше было много известных певцов - исполнителей русских и цыганских романсов - Борис Штоколов, Изабелла Юрьева, Юрий Морфесси, Петр Лещенко и др. На следующий день я сказал своему другу спасибо за его совет. У меня не было слов, чтобы объяснить свое впечатление от музыки и пения.
Валерий Агафонов родился 10 марта 1941 года, за несколько месяцев до начала войны. Его отец погиб на Ленинградском фронте в первые месяцы войны. Всю войну он провел в блокаде в Ленинграде. Из-за недостатка питания и трудных условий у Валерия развилась сердечная недостаточность. После войны он пошел в школу, но не окончил ее, потом ремесленное училище. Никак его учеба не была связана с музыкой. Несколько лет учился в школе рабочей молодежи. Да и учился он плохо. Пытался поступать в театральное училище, но дважды его не брали по причине отсутствия школьного аттестата. В начале 60-х устраивается на рабочие должности в разные театры. позже пытался поступить в театр на Таганке и театр Ромэн, но получил отказ. В театре Ромэн его прослушал сам Сличенко. Один из артистов театра сказал:" Ну теперь ты понял, что ты нам не подходишь. Петь ты умеешь, но тебе здесь петь не дадут. А плясать ты не умеешь". На этом его прослушивание окончилось.
Эта песня на слова его друга Юрия Борисова. Юрий Борисов - узник лагерей. Он написал цикл стихов о Белой гвардии.
Он устраивается певцом в валютный бар гостиницы Астория в Ленинграде. Как-то в один из вечеров в баре ужинал Министр просвещения Финляндии. И ему выступление Агафонова понравилось. И он сделал ему официальное предложение поехать в Финляндию с выступлениями. Валерий принес приглашение в дирекцию гостиницы, а те его отправили в соответствующие органы. Они ему отказали, потому что нет образования, капиталистическая страна, а тут еще какие-то романсы. Ну как всегда придумали причину для отказа. Валерий вновь встречает Министра и чтоб не обижать его он сказал, что он не может принять его приглашение, так как у него нет приличного костюма, а шить его долго месяца два. Финский министр идет в дирекцию отеля и говорит, что у вас работает человек, который стоит больше, чем вся ваша гостиница с оборудованием и людьми вместе взятая, а вы не можете ему сшить костюм!!! "Давайте я ему сошью костюм"- предложил министр. Директору пришлось сказать, что процедура для выезда довольно длительная, и что у нас так просто нельзя поехать за границу. Валерий потом в последний день пребывания министра в Ленинграде посвятил ему весь концерт.
Именно в Астории он пристрастился к алкоголю. При этом у него был двойной порок сердца. И надо сказать, что пил он много, но на утро всегда был как "стеклышко".
Он уезжает в Вильнюс, где много выступает с концертами от общества Знание, и становится актером-статистом Вильнюсского Русского драматического театра. Женится на своей давней знакомой Елене Бахметьевой. В 1967 году снимается в эпизоде в фильме "Дети солнца и дождя", который прошел незамеченным. Денег у семьи не хватает. В Вильнюсе его жена Елена устроила его в общество Знание. В окне общества вывешивалась реклама о его концертах. Билеты раскупались за 2 часа. Однажды на концерт цыганской песни к нему пришли цыгане. Они, как полагается цыганам, билеты не покупали, а во время концерта просто всей гурьбой ввалились в зал, и уселись на пол, потому что мест не было. И они его слушали и были в восторге.
С цыганами у Валерия были непростые отношения - в первую свой зарплату он купил угощения и поехал в цыганский табор под Вильнюсом и весь вечер пел им песни. А когда он приехал к ним второй раз уже с артистками театра, то они ему расстелили дорожку до того места, где он должен был выступать. Встречали его как дорогого гостя. За ним даже присылали в Вильнюс машину Волга, чтобы привезти его в табор.
Уже в 70-х, Агафонов снимается в эпизодических ролях в фильмах "Путина" и "Личной безопасности не гарантирую", и даже исполняет там отрывок из романса. Позже, его друг посоветовал ему поступить в консерваторию в Ленинград, но Валерий опоздал к экзаменам. Тогда друг ему сказал:"А ты возьми свои рекламные объявления о концертах и иди сразу на второй курс". Он так и сделал. Его прослушала комиссия во главе с Эдуардом Хилем. Хиль несколько раз просил его спеть еще и еще. Видно было, что он получал наслаждение от голоса. Но в консерваторию Валерия так и не взяли.
В 80-м году состоялся его последний концерт в Литве и он переезжает в Ленинград и становится артистом Ленконцерта. В его репертуаре около 700 русских и цыганских песен и романсов. Однако выступает он в основном в санаториях, базах отдыха, Когда он входил в рейсовый автобус с гитарой и начинал петь...Никто не выходил до конечной остановки... Его знал и любил весь не-советский Питер... Его ненавидела советская официальная богема из-за того, что он включал в свой репертуар песни, так называемые "белогвардейские". А он говорил, что будет продолжать петь русские романсы, те которые хочет, а остальные советские песни пусть поют другие..
Валерий покупает дом в деревне. Соседи узнали, что у них появился новый жилец, который еще и поет. Они его пригласили на покос - чего там, спой. И Валерий пришел к ним в поле, при этом он одел фрак, галстук-бабочку и выступал перед крестьянами, которые развалились на стогах сена, во фраке посреди поля. Крестьяне ничего не поняли. Но когда он взял первые ноты, их лица изменились. Они видели перед собой как будто ангела, сошедшего с небес, с огромными глазами, с великолепным голосом, который пробирает их насквозь.
Он не обращал особого внимания на свой внешний вид. Его друзья часто говорили, что внешне он выглядел как запойный трагик конца 19-го века. Так было до тех пор пока он не начинал играть...Все замолкало вокруг. Друзья говорили, что он как будто давал всем крылья.. Единственное что было у него в идеальном состоянии - это его гитара.
В конце 1980-го года ему предлагают сделать профессиональные записи на радио. В основном все его сохранившиеся записи были сделаны любительским способом на магнитофонной ленте. А видео записей нет вообще.
Название этой статьи я выбрал от названия известного романса "Еще не раз вы вспомните меня" - на мой взгляд, оно очень подходит к Валерию Агафонову и его творчеству
Валерий Агафонов скончался от сердечного приступа 5 сентября 1984 года в районе Московского вокзала в Ленинграде по дороге на свой концерт. Он умер в машине, обняв свою гитару. Ему было всего 43 года.
Тембр голоса Валерия исключительно подходит для исполнения романсов, он очень бережно и тактично воплотил в своем пении все самые лучшие, классические, традиции романса, без излишней драматизации, цыганщины или просто демонстрации голоса. Он умел понять и донести до слушателей основной смысл содержания и все оттенки чувств романсов. Создается впечатление, что его голос непосредственно проникает в сердце. У нас много исполнителей романсов с хорошо поставленным голосом, отличной школой, и когда их слушаешь, то замечаешь, что все хорошо, но в сердце их пение не проникает. А вот Агафонов делал это иначе, обладая простым врожденным, данным ему богом, голосом - он попытался возродить тонкие душевные человеческие чувства на основе русского романса. И ему это удалось.
Алла Баянова на вопрос кто у нас лучший исполнитель романсов назвала имя Валерия Агафонова.
Как всегда только после смерти мы начинаем любить умерших и ценить их талант: выпускаем их альбомы, устраиваем вечера памяти, по радио и телевидению выпускаются новые программы о творчестве, снимаются документальные фильмы. А при жизни - он есть и в то же время его как будто нет. Ну да, талант, ну да , поет песни, хорошо поет. И все.
Фото из интернета, записи из Youtube.com
Использованы фрагменты воспоминаний друзей В. Агафонова.
Не забудьте поставить лайк, если вам понравилась статья и творчество музыканта. Буду вам признателен.