Найти тему
Юридический канал

Почему отказ в обслуживании покупателя без маски незаконен

Оглавление

Роспотребнадзор считает, что отказ магазина в обслуживании покупателю без маски не нарушает права потребителей. Правы ли чиновники?

Масочный режим, который продолжает действовать в регионах, остается одной из обсуждаемых тем. Власти намерены усилить контроль за соблюдением масочного режима в магазинах. Некоторые магазины перестали пускать внутрь покупателей без масок. В связи с чем граждане регулярно задают в социальных сетях и на форумах вопрос: вправе ли работники магазина отказать в обслуживании покупателю без маски?

Официальная позиция по вопросу правомерности отказа в обслуживании гражданам без масок изложена Роспотребнадзором еще 20 мая 2020 года. Суть ее сводится к следующему: такая профилактическая мера, как масочный режим имеет большое значение в системе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Разъяснения Роспотребнадзора об отказе магазином в обслуживании покупателей

В разъяснениях говорится, что в случае, когда на основании принятого в установленном порядке нормативного правового акта на территории региона введен масочный режим, работники магазинов имеют все основания для отказа в обслуживании покупателям, не использующим средства индивидуальной защиты – маски. А любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия).

По мнению Роспотребнадзора, отказ магазина в обслуживании покупателю без маски не может и не должен рассматриваться как действия, нарушающие права потребителей. Поскольку такие действия со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей отвечают принципу разумности поведения участников гражданских оборота и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения договора розничной купли-продажи с потребителем.

Масочный режим не запрещает продажу товаров без средств индивидуальной защиты

Чего тут больше: перевернутой логики или некомпетентности – сказать трудно. Начнем с того, что распоряжения региональных властей, которыми введен масочный режим, не запрещают продажу товаров покупателям без средств индивидуальной защиты. По-другому и быть не могло. Продажа товаров регулируется гражданским законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации, поэтому регионы не вправе устанавливать такие запреты.

Однако в Роспотребнадзоре считают, что отказ в обслуживании покупателей без маски не нарушает их права. Начальник управления защиты прав потребителей центрального аппарата ведомства заявил, что в основе ограничений лежат нормы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Это не так. Указанный закон не содержит подобных ограничений.

Административная ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров

Частью 5 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) по причинам, связанным с состоянием его здоровья. Такой отказ влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В статье 14.8 КоАП РФ сказано, что в случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более лицам одновременно, административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности. То есть закон запрещает магазинам отказывать в обслуживании покупателей.

О том, что делать, если магазин отказал в продаже товара покупателю без маски, читайте Масочный режим – почему не прав Роспотребнадзор?

Вам требуется юридическая консультация? Изложите вопрос через форму Задай вопрос юристу.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях, оставляйте комментарии и будьте в курсе изменений в законодательстве!

© Кирпиков и партнеры, 2020

Юридические услуги для граждан

Юридические услуги для организаций

Стоимость юридических услуг

Вас также может заинтересовать:

Без маски в МФЦ – законно ли отказывают в госуслугах?

Высадили из общественного транспорта без маски – это законно?

Компенсация за отказ продать товар покупателю без маски