Найти в Дзене
Мода в книгах

Какие детали платьев Зайцева мы не замечали?

В прошлой заметке я писала, что готовлю лекцию об истории советской моды - точнее, об истории моделирования одежды в период с 1919 по 1970-е годы. Спасибо тем, кто заглянул на нее в пятницу! Было круто: я читала на невероятном подъёме, так как знала, что меня слушает множество знакомых:-)

Сегодня остановлюсь на нескольких последних слайдах оттуда и покажу иллюстрации из брошюры Общесоюзного дома моделей за 1968 год.

Два платья авторства Вячеслава Зайцева
Два платья авторства Вячеслава Зайцева

Ну, во-первых, даже в таком "обрезанном" виде (когда ног практически не видно) и то создаётся ансамбль. Красное платье дополнено цветными колготками (привет Мэри Куант, она как раз запустила их в производство примерно в эти годы, хотя, конечно же, у нас их не было) и круглыми серёжками (привет Твигги, есть знаменитая фотография, где "лицо 1966-го года" позирует с крупными серёжками-помпончиками)

Но больше всего мой взгляд цепляется за картинки с видом со спины. Красное платье имеет декоративную планку, идущую как спереди, так и сзади. А зеленое - воротник "косую стойку", который сзади завязывается на длинные ленты.

Следующие две модели тоже невероятно интересны со всех сторон (смотрим мелкую картинку "со спины")

Снова Вячеслав Зайцев
Снова Вячеслав Зайцев

Сперва в этом платье меня привлек воротник. Здесь уже не стойка, а хомут. И, пишут, скроен по косой.

А потом я вчиталась в описание, и платье оказалось вообще костюмом! Сверху - это жакет. Он застёгивается на спинке. И к нему - узкая прямая юбка. Все вместе - из пальтовой ткани.

Модель Светланы Качаравы
Модель Светланы Качаравы

Снова модель из пальтовой ткани - и на этот раз действительно платье. Тут интересный крой: отдельно выкроены ластовицы и бока (видно на основной иллюстрации), а спинка и перед - цельнокроенные, вместе с рукавами. Отделка - шелковым шнуром.

Модель Светланы Качаравы
Модель Светланы Качаравы

А вот тут интересно. Любимый сюжет 1960-х годов: платье с летящей спинкой. Спереди пояс видим - а сзади не видим. Куда он делся? Или это иллюзия, и он так, декоративный? Всё в порядке, пояс "продернут в прорези в швах" (читаем в описании), а "переднее полотнище напоминает фартук" (там же). То есть перед, как фартук, прихвачен ремешком, потом ремень уходит ближе к телу, а летящая спинка знай себе летит без всякого ремня.

И последний комплект.

Мне так просто вспомнились эксперименты Пьера Кардена с трикотажными комбинезонами, состоящими из прилегающей (привет колготкам) нижней части и облегающей (привет водолазке) верхней. Соединялись обе части молнией в районе талии. Были у него такие предметы гардероба в коллекции, кажется, 1967 года. Служили нижним слоем одежды, как наше современное тремобелье, поверх них предполагался короткий сарафан. И всё это шло под названием очередной "Космической коллекции".

В Vogue за октябрь 1970 года эти комбинезоны Кардена - правда, в переработанном виде - названы сенсацией. Переработка заключалась в том, что из нижнего слоя комбинезон превращался в верхний, и было продумано удобство надевания. У нас, понятно, их так и не случилось. Зато Вячеслав Зайцев (а он всегда держал руку на пульсе мировых тенденций) предложил свой вариант.

Слева модель Юлии Денисовой, справа - Вячеслава Зайцева
Слева модель Юлии Денисовой, справа - Вячеслава Зайцева

Зайцев представил сарафан, отрезной ниже линии талии (то есть заниженная она, эта линия, все быстро вспоминаем моду 1920-х) с декоративной отстрочкой. И в комплект - водолазка (и.. это, простите, рейтузы) с орнаментом, имитирующим народную вышивыку. Ах, если б, ах, если бы добрый король открыл бы нам возможность носить колготки с орнаментом - какие в 1968-м уже стояли в витрине Bazar, магазинчика Мэри Куант в Челси! Ведь это о них тут мечтает Зайцев, судя по всему.

Сарафан Юлии Денисовой полуприлегающего силуэта, с застёжкой на молнию и - носится с самым модным предметом рубежа 1960-х - 1970-х, с чёрной-чёрной водолазкой.

Модели, представляемые в коллекциях ОДМО, предполагались для массового производства. Но не сразу - а в течение двух лет. А пока эти два года идут (и выпускаются новые и новые коллекции того же ОДМО), с моделями можно было знакомиться на модных показах (на дефиле) или приобретать буклеты с описаниями для самостоятельного пошива. Выкроек в буклете нет, есть схемы (и то не на кажду модель). Пляшите, короче, как можете. А сколько прекрасных идей!

Обзор нарядных платьев продолжим в следующий раз. Там вообще-вообще феерия и волшебство от Зайцева!