Александр Иванов.
В сказках, если это сказки со счастливым концом, крестьянский сын в финале непременно становится царем.
И, хотя все прекрасно знают, что для того, чтобы стать царем, разумнее всего родиться царским сыном, в реальности сказочные превращения крестьянина в царя бывали.
Когда монголы завоевывали Китай (на что ушло несколько десятилетий - страна была большая, густонаселенная, отчаянно сопротивлявшаяся), то "новые порядки" монголы в хозяйственную жизнь Китая внедряли постепенно, по мере продвижения орды с севера страны (захват которой начался еще при Чингисхане, с 1210 года, Пекин был захвачен в 1215 году) на юг, который был побежден внуком "потрясателя вселенной", Хубилаем, провозгласившем себя императором Китая в 1271 году.
Захватив север Китая, монголы принялись обустраивать свой быт, согнав крестьян с пахотных земель и обратив эти земли в пастбища.
Для народа, в понимании которого богатство измерялось количеством голов в стадах, такое поведение, наверное, было естественным.
Но война была долгой, и победители постепенно перенимали многое из китайских обычаев в быту, а неуемное природное любопытство кочевников заставляло их пробовать понять, как так вышло, что, не обладая большими стадами, местные жили богаче монголов?
В итоге, экономическое устройство, позволявшее жить богато, было завоевателями по-своему (через призму кочевого взгляда) усвоено.
Первоначальное намерение истребить население страны, а ее земли превратить в пастбища, так и остались не воплощенными (за что спасибо знаменитому советнику Чингисхана, Елюй Чуцаю), и монголы на свой лад стали повелевать Китаем, опираясь на традиционные китайские приемы управления, но неизбежно внося при этом собственный монгольский колорит (самым большим опасением их было раствориться в массе китайцев, поэтому всячески поддерживалась подчеркнутая верность традициям степи).
В южной части Китая (империя Сун) захватчики конфисковали земли у всех (за исключением монастырей: монголы поддерживали все без разбора религии, правильно понимая их природу - и все конфессии во всех странах - буддисты в Китае не стали исключением - с легкостью обменивали свою лояльность на доходы от властей) и поделили ее между собой.
Крестьяне стали арендаторами, что привело к серьезным переменам в устройстве жизни и экономике страны.
Арендатор отдавал плату за землю урожаем - в среднем платил 50-60% урожая. Землевладельцы подходили к установлению такой платы "рачительно" и "с пониманием" - оставшегося урожая должно было хватить на прокорм семьи и на семена.
В реальности же любые колебания, связанные с неурожаем - засуха, наводнение, болезни, нашествие насекомых - приводило хозяйство арендатора к краху - приходилось занимать у землевладельца честь своего урожая под обещание расплатиться с урожая следующего года - и крестьянин попадал в ситуацию, хорошо известную как "долговая кабала", возможности выпутаться из которой уже не было - приходилось расплачиваться домашней утварью или орудиями труда (обработка земли без которых была либо сильно усложнена либо и вовсе не возможна), а то и членами семьи.
И крестьянин пускался в бега - и это бегство арендаторов приняло поистине повальный характер.
Итогом бегства становилось большое количество свободной земли, обрабатывать которые было некому, а "недополученную прибыль" землевладелец перекладывал на пока еще не сбежавших, увеличивая для них стоимость аренды.
Бегство крестьян постепенно приняло характер эпидемии - так, в одном только 1283 году и только из северного Китая бежало 150 тысяч семей арендаторов.
Прямо-таки маниакальная страсть китайских чиновников подсчитывать и записывать все на свете позволяет понять масштабы экономической катастрофы, случившейся в период царствования монгольской династии Юань - так, в домногольский период в государстве Цзинь (север Китая) было было 7,684 млн. дворов с населением 28,320 млн. человек, а в государстве Сун (южный Китай) 12,670 млн. дворов с населением 45,810 млн. человек.
Всего через 10 лет после официального воцарения Хубилая, в 1281 году, в Китае уже насчитывалось 13,200 млн. дворов с населением 58,830 млн. человек, включая завоевателей-монголов и привечаемых ими среднеазиатов, то есть всего за 10 лет число хозяйств сократилось на 7 млн., а число жителей - на 20 млн.
Одновременно с арендной платой натуральным продуктом существовали и другие налоги, вроде денежных выплат (монетой, а позже и бумажными деньгами - об этом отважном эксперименте еще поговорим отдельно), во время войны или военной угрозы у крестьян реквизировали тягловый скот, лошадей и быков (который как-то не особо охотно возвращали, возможно, что не возвращали вовсе).
Ремесленники, так восхитившие монголов, повсеместно становились жертвами охватывавшего страну голода, сильного и быстрого сокращения собственного рынка потребления в следствии массовых разорений и - девальвации бумажных денег.
Китайцам была непонятна и неуемная страсть своих господ-кочевников к ведению постоянных войн и жажде все новых и новых завоеваний - монголы завоевали Бирму и Вьетнам, Корею и Камбоджу, десантировались на острове Ява, и только экспедиция в Японию закончилась неудачно - флотилию Хубилая разметал Камикадзе, "священный ветер".
Война, между тем - большие затраты, что подданные императоров династии Юань постоянно испытывали не своих спинах, но их испытания никогда не могли остановить кочевников, привычных к "экономике ограблений" - война кормила элиту захватчиков лучше, чем земля и непонятные правила взаимоотношений в оседлом мире.
Нельзя сказать, чтобы императоры Юань не боролись с тяжким положением крестьян и не пытались как-то восстановить экономику (сказывалось влияние конфуцианцев), но невероятных размеров коррупция не позволяла правителям распоряжаться ресурсами - так, выделялись большие деньги на повсеместное устройство "хлебных складов", которые должны были стать регуляторами цен на зерно (своего рода резервный фонд того времени), но эта разумная мера не принесла результата - склады всюду стояли пустыми, а выделенные на закупку зерна деньги растворились.
Без взяток невозможно было решить ни одну задачу.
В итоге династия Юань оказалась, по китайским меркам, одной из самых мимолетных в истории Китая - она протянула около 100 лет.
В 1351 году разлилась Хуанхэ - крестьяне, во множестве согнанные туда на строительство дамб, оказались в ужасающем положении людей, терпящих бедствие - вспыхнуло стихийное восстание, известное как "восстание красных повязок", переросшее в настоящую войну и закончившуюся в 1368 году победой восставших.
Лавры же главного победителя в, так сказать, "индивидуальном зачете", достались Чжу Юаньчжану, сыну крестьянина, Еще в юности его семья погибла во время эпидемии, сам будущий император бежал в монастырь (где овладел начатками грамоты), а после его разорения скитался по стране, спасаясь от голода попрошайничеством.
Однажды он примкнул к шайке разбойников и спустя какие-то время стал ее предводителем, а позже его шайка примкнула к восставшим. Благодаря незаурядным личным качествам он обратил на себя внимание одного из предводителей восставших, Го Цзысина, став его "правой рукой" и - его зятем.
В 1356 году восставшие взяли Нанкин, который Чжу Юаньчжан сделал своей столицей (формально он находился в подчинении Хань Линьэра, главы "красных повязок"). А несколько лет спустя Хань Линьэр странным образом утонул, будучи то ли гостем, то ли заложником у Чжу.
Восставшие, как это часто случается, после победы над монголами еще долго делили власть, воюя друг с другом - наконец, в 1367 году Чжу Юаньчжан победил своего последнего соратника, некого Чжан Шичена, которого, в духе того беспощадного времени, забили до смерти палками на глазах у Чжу.
Война с монголами продолжалась еще довольно долго, можно было говорить о ее окончании только после того, как в 1380 году был сожжен Каракорум - столица собственно Монголии, или, как именовалось в Китае это государство тогда, "Северного Юань".
В 1368 году Чжу Юаньчжан, сын крестьянина, внук старателя и шамана, бывший монах, бывший нищий, бывший разбойник, объявил себя императором и основал новую династию - Мин, просуществовавшую до следующего завоевания Китая чужеземцами - на этот раз маньчжурами, в XVII веке.
Разумеется, экономику страны ждали большие перемены, вот только, как это случалось абсолютно всегда, при всех правлениях и во все времена, сын крестьянина, может быть, даже бесконечно сочувствуя крестьянам, мало чем улучшил их положение.
#экономическиеистории
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect
И в Facebook #экономическиеистории