Александр Иванов.
Племя фризов в Европе жило довольно обособленно. Просто потому, что мало кого привлекали болота у морского берега.
Жизнь там - сплошное выживание, постоянная борьба с морем: то фризы отнимали у соленой воды часть низких земель и распахивали их, то, наоборот, море обрушивалось на берега, заливая то немногое, что давало пищу там живущим.
Население и выживало, насыпая искусственные холмы - терпены, на которых помещались деревеньки, состоящие, как правило, из нескольких домов (больше там просто не помещалось), чтобы спасаться при наводнениях, и строя дамбы, которые могли бы защитить их от морских волн, и медленно осушали болота.
Считается, что именно фризы научились обустраивать польдеры - использовать для сельского хозяйства осушенное морское дно, и именно от них это умение распространилось потом на все нижние земли, которые позже назовутся Нидерландами.
Скотоводство кормило лучше земледелия - выращивались коровы и овцы, а так же - кони.
Знаменитая порода фризских лошадей - вороных, лохмоногих, мощных и темпераментных - по преданию, Вильгельм Завоеватель воевал на коне именно такой породы (что вряд ли - выведение этой породы относят к более позднему времени), прославит эти края, так же, как и гронингенские и херенвенские сыры.
Напасти античных времен не прошли для фризов вовсе бесследно, римские легионы добрались и до фризских хуторов, где совершенно неожиданно для себя потерпели сокрушительное поражение. Почти столетняя война с фризами окончилась, в итоге, все же их завоеванием, и в I веке до н.э. римские инженеры силами местных крестьян построили канал, соединяющий Флевонское озеро с Зёйдерзе, морским заливом.
Исчезли римляне, но римские навыки в ирригации и строительстве каналов никуда не делись и получили развитие в Фрисландии, как называли земли фризов.
Ну и, конечно же - море, которое не только разоряло, но и кормило местные племена, выковало характер и навыки местных жителей.
Уже в античные времена фризы совершали плавания на Британские острова и даже в Скандинавию, именно они доставляли в Европу волшебный камень янтарь. Совершенствуя навыки мореплавания, они изобрели тип корабля, которому в средневековье уже не было равных - так появился фризский когг, легкий, вместительный, с небольшой осадкой, отличный корабль типа "река - море", в дальнейшем именно этот тип судов будет использован ганзейскими купцами.
"Темные века", накрывшие Европу, не обошли стороной и Фрисланд, хотя эти земли пострадали меньше других от перемещений толп варварских племен - маршруты великого переселения народов, которые мало что оставляли от мест, мимо которых они проходили, пролегли мимо фризских болотистых берегов.
Все полученные навыки каким-то чудесным образом аккумулировались в Фрисландии, и в те самые "тёмные века" именно они стали лучиком света, который изменил Европу.
Дело в том, что торговля в Европе замерла почти на четыре века, и причиной тому стали не только непроходимые дороги и шайки разбойников всех сословий, которыми кишели леса, покрывавшие тогда континент, но и однородность хозяйств: все выращивают примерно одно и то же, обмен или невозможен, или разница в стоимости товаров настолько невысока, что не покрывает расходов на перевозку груза.
Тем не менее появляется торговый обмен, который вошел в историю как "фризская торговля". Устья Шельды, Мааса и Рейна, оказавшиеся на территории Фрисландии, давали возможность коггам забираться в глубины континента, а море позволяло совершать привычные еще с античных времен плавания на Балтику и в Британию.
Позже, когда начался расцвет ярмарок в Шампани, фризы, конечно же, проложили свои маршруты и туда тоже.
Фризы оказались изощренными и изобретательными в поиске товаров, которые могли быть востребованы в разных местах. Свое сукно, которое они научились производить так ловко, было востребовано повсеместно, а еще они перемещали пушнину и строевой лес с севера на юг, в обмен на нее возили вина, продукты сельхозпроизводства и оружие (чистая контрабанда: франки всеми силами противились экспорту своего оружия из отличного железа, дабы не вооружать им дикие северные племена, местное оружие которых, кованное из кричного железа, сильно уступало франкскому в качестве).
Гончарные изделия фризов находятся по всей Европе, в том числе даже у диких в ту пору финно-угров, населявших нынешнюю территорию центральной части нашей страны.
В ход шли все придумки: когда восторжествовало христианство, то резко вырос спрос на рыбу, в связи с многочисленными постами, сушеная и соленая рыба стала поставляться фризами в монастыри и крупные германские города.
Одним из самых важных товаров были рабы, на которых всегда был довольно устойчивый спрос.
Крупнейший из городов Фрисланда, Дорестад, одним из первых среди своих соседей, в 640 году - чуть позже, чем началась чеканка монет у франков - начал выпуск своих денег, что было для "тёмных веков" в диковинку, но постепенно вошло в общеевропейский обиход.
Но не торговая сметка стала главным отличием фризов от всех остальных их соседей, которые и сами пробовали освоить выгоды торговли.
Дело в том, что с самого начала торговли практически все купцы практиковали разбой вперемежку с торговым обменом: то, что можно было взять силой - брали силой, можно было захватить, не заплатив - захватывали, ну а вот если силы были равны или цены на их товар казались высокими - вот тогда - да, торговали.
Другими словами, купцы тех времен были вполне себе лихими ребятами, отчаянными сорвиголовами, авантюристами, всегда готовыми к сражению.
Это не всегда было выгодно - зачастую предполагаемые торговые партнеры просто разбегались при приближении чужих кораблей, не говоря уже о том, что обман, вошедший в обычай, мешал приезжим куда как больше, чем местным.
Так вот, фризы оказались теми самыми первыми из торговцев, которые решительно отказались от грабежа.
Вскоре о том, что с фризами можно торговать, не опасаясь ограбления и без риска быть захваченным в рабство, узнали все их торговые партнеры.
Фризы декларировали торговлю, как сказали бы сейчас, win-win, и постепенно этот гуманистический подход стал находить понимание и в других землях.
Честным быть выгодно - лучший товар всегда предлагали фризам, а их торговые предложения практически всегда принимались легко и вызывали доверие.
Вскоре фризские кварталы возникли в Лондоне, Йорке, Майнце, Кёльне и множестве других европейских городов. Отличная репутация фризских торговцев (многие к тому времени уже покинули свои хутора и торговля стала их единственной профессией) позволила именно им выиграть крупнейший из "тендеров" раннего средневековья - именно на их или построенных ими кораблях рыцари отправлялись в первый крестовый поход.
"Фризская торговля" была в значительной степени подорвана (но не уничтожена) набегами викингов, разоривших Дорестад, который многие ошибочно считали "столицей" Фрисланда.
Между тем образ управления, сложившийся у фризов, при котором каждое поселение было своего рода государством, управляемым местными жителями, оказалось жизнестойким.
Фризы одними из первых сумели организовать оборону своих земель от набегов викингов - благодаря тому, что хуторяне сумели договориться о патрулировании прибрежных вод силами своего флота, а место большого центра фризской торговли - Дорстеда, заняли несколько более мелких, каждый из которых вскоре превзойдет своего предшественника по торговому обороту.
В 1287 году, однако, фризов ждало испытание, сказавшееся на них посильнее самых разорительных набегов: мощнейшее наводнение, унесшее от 50 до 80 тысяч жизней, лишило Фрисландию почти половины их территории.
"Контрнаступление" на море заняло века, и фризская торговля постепенно растворилась в торговле в ганзейской, а позже - в общенидерландской, привнеся в нее свои умения и свою репутацию, которая, соединившись с возможностями растущих и развивающихся "нижних земель", создали позже великую Голландию.
В наше время фризами называют себя примерно полтора миллиона человек, живущих, в основном, в Голландии, а так же в Германии, однако фризским языком владеют не более полумиллиона.
Мир знает Теодора Моммзена - наверное, каждый, интересующийся историей, зачтывался его "Историей Рима" (написанной, правда, не на фризском, а на немецком).
Легендарная Мата Хари, знаменитая в свое время танцовщица, еще более известная как шпионка, тоже родом из Фрисландии.
Как и актер Рутгер Хауер, который, по мнению многих соплеменников, выглядел именно так, как и должен выглядеть настоящий фриз - с чем сложно не согласиться, читая описание фризов, сделанное антропологами.
Катание на коньках и чай, знакомство континентальной Европы с чаем (чай со сливками и сейчас - самый популярный напиток в голландской провинции Фрисланд), огромное количество ученых и литераторов - много чем известна и интересна эта бывшая страна болот.
Ну а в истории мировой экономики фризы всегда останутся в памяти как основоположники честной и взаимовыгодной торговли.
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect
И в Facebook #экономическиеистории