Найти тему
lfn_fan

"Смерть и девушка": фильм, которым была вдохновлена серия "Вердикт"

Как вы уже знаете из моей предыдущей статьи, эпизод "Вердикт" был вдохновлён фильмом Романа Полански "Смерть и девушка". Сегодня я расскажу о том, что конкретно позаимствовали сценаристы "Никиты" у польского режиссёра и стоит ли смотреть эту картину.

Фильм вышел в 1994 году и был, в свою очередь, вдохновлён одноимённой пьесой чилийского автора Ариэля Дорфмана. Название восходит к струнному квартету №14 Франца Шуберта, известному также как "Смерть и дева".

Сюжет сводит в одном месте, этаком доме на краю света, трёх действующих лиц: влиятельного адвоката, его жену и незваного гостя. По некоторым приметам и особенностям поведения женщина начинает подозревать в неизвестном человека, который когда-то её жестоко пытал и изнасиловал. В четырёх стенах разворачивается своего рода судебная драма, где каждый пытается доказать свою правоту.

Что позаимствовали сценаристы "Никиты"?

💣 Место действия. В пьесе содержится явное указание на Чили, в фильме Полански фигурирует безымянная страна в Южной Америке, в "Никите" действие происходит в безымянной стране Третьего мира. Во всех трёх случаях упоминается, что страна совсем недавно вышла из политического хаоса и находится на пути к демократии.

💣 Театральный минимализм. Действие фильма сосредоточено в стенах одного дома, и в этом прослеживается чёткая связь с первоисточником (пьесой). Действие в серии "Вердикт" также закупорено в минимальные декорации, но уже по другим причинам, а именно, в целях экономии бюджета.

💣 Жанр. И фильм, и серия, по сути, являются судебной драмой: есть обвиняемый, обвинитель и защитник. Из диалогов и поведения героев зритель должен понять, виновен ли подсудимый, и вынести свой приговор.

💣 Слепота жертвы. В фильме у главной героини были завязаны глаза во время акта изнасилования, поэтому она не может узнать своего обидчика в лицо. В сериале у Марии выжжены глаза, поэтому она также не может опознать обвиняемого.

💣 Вердикт. И в фильме, и в сериале мужчина оказывается виновен, но выходит сухим из воды. И там, и там присутствует сознательное решение не продолжать порочный круг насилия, хотя в "Никите" оно всё-таки проговаривается более отчётливо. В картине Полански есть некая двойственность: то ли героям не хватило моральных сил, чтобы отомстить, то ли они действительно оказались благороднее своего мучителя.

-2

А в чём разница?

💣 Фокус повествования. Фильм подаётся от лица изнасилованной жертвы (обвинителя), что сообщает мощный стимул добраться-таки до развязки. Мы понимаем, что для героини Сигурни Уивер очень важно докопаться до правды и наказать обидчика. В сериале фокус смещён на Никиту, или "адвоката защиты", и у неё нет достаточно веской причины оправдывать Мийовича, ведь она просто выполняет задание.

💣 Кольцо. В "Никите" был сделан большой акцент на кольцо, которое якобы носил Мийович. Именно по отсутствию кольца Мария заключает, что Мийович ни в чём не виноват; именно по белому следу от кольца Никита понимает, что всё как раз наоборот. Неплохая деталь — и полностью фантазия сценаристов.

💣 Музыка. В фильме Полански был сделан большой акцент на музыку. Во время изнасилования мужчина включал тот самый квартет Шуберта, фигурирующий в названии, что является аллюзией на нацистские практики пытать заключённых под музыку Вагнера. В сериале звучит небольшой отрывок классической музыки, когда Никита и Мийович приходят на инаугурационный бал, но это не квартет Шуберта.

💣 Признание. Пожалуй, самая сильная сцена фильма — это признание вины. Ужасающий и захватывающий по своей красоте монолог о том, что насильник чувствует себя Богом. (В свете того, что Полански и самого обвиняли в изнасиловании, этот монолог вызывает особо холодные мурашки по телу). В "Никите" всё более приземлённо, и насильник оказывается обычным человеком со слабостями.

Мнение о фильме.

К сожалению, это тот случай, когда всё портит спойлер. После "Вердикта" развязка картины будет очевидна, поэтому смотреть её можно разве что ради актёрской игры. Сигурни Уивер хороша, ни разу не напоминает о своей коронной роли в "Чужом". У Бена Кингсли же особый талант изображать криповых, скользких мужичков — именно таких, какими обычно оказываются насильники. Слаб здесь только адвокат защиты, муж главной героини. Эх, вот если бы третьей там была Никита!.. 😋 Сюжет повернул бы совсем в другое русло.

А вы смотрели фильм? Что думаете о заимствованиях из него?