Норман Фостер участвовал в нескольких конкурсах на реконструкцию объектов в Санкт-Петербурге, но ни один его проект не выиграл. На фото проект реконструкции, который был близок к началу реализации, но потом посчитали, прослезились и в итоге объявили новый конкурс. Проект включал в себя строительство здания театра около внутреннего водоема с нехилым таким заглублением (12-14 метров, не помню точно), что, учитывая петербургские грунты, очень сложно. В итоге, Новую Голландию просто ремонтируют с минимальными новыми вкраплениями, и на мой взгляд там неплохо. Но вернемся к реализованным проектом мастера, которые мне удалось увидеть собственными глазами.
Терминал аэропорта Стенстед, построен в 1991.
Здание выполнено в привычном для автора стиле с использованием ажурных металлоконструкций.
И хитроумной системой световых плафонов, позволяющих наполнить здание естественным светом, собственно эта и есть, как я неоднократно писал, главная фишка этого архитектора. Сам аэропорт находится достаточно далеко от Лондона и, в основном, обслуживает компании-лоукостеры.
Кстати, конструкция, которая держит массивный козырек, уравновешивается тросами, что позволяет использовать именно такие небольшие опоры.
Да и сам козырек не простой формы, он вынут, это сделано как раз для того, чтобы даже низкое солнце все равно светило внутрь. В СССР с этой целью часто делали световые фонари в виде стаканов (терминал ленинградского аэропорта Пулково, к примеру).
Ну а это уже здание факультета права Кембрижского университета, построено в 1995 году.
Здание имеет большую площадь остекления, но только с нескольких сторон, таким образом, хорошо освещенными естественным светом вне зависимости от погоды оказываются рекреации, лестницы, читальный зал и библиотека.
С другого бока фасад почти глухой, там где маленькие окна – аудитории, без окон – служебные помещения.
Ну а вечером здание преображается, отрывается нутро. Это чтобы преподаватели, проходя мимо, видели, кто из студентов ещё зубрит в читальном зале, а кто уже в пабе))).
Буквально в паре десятков километров от Кембриджа находится Имперский Военный Музей в Даксфорде, и на его территории располагается Американский Авиамузей, а здание, в котором он расположен, было построено по проекту Архитектурного Бюро Нормана Фостера.
Для посетителей эта часть музея открылась в 1997, в церемонии открытия принимала участие ЕЁ Величество Елизавета II.
Конструктивно здание напоминает обвалованное укрытие для самолетов накрытое арочной бетонной крышей и застекленное со стороны летного поля.
Визуально здание кажется не очень большим, но когда заходишь и видишь перед собой бомбардировщик Б-52, понимаешь, что компактные размеры лишь обман зрения. Отчасти это объясняется тем, что определенный объем здания спрятан в обваловке.
Центральный вход расположен сзади как раз напоминает вход в бункер.
Самолеты в здании расположены носом к остеклению - железные птицы стремятся к свету, в воздух. Вообще хочется отметить, что Имперский Военный Музей в Даксфорде – вообще, наверное, самый крутой авиамузей Европы, о его экспонатах можно писать и писать, ну а американская часть – главная жемчужина. Стыдно, что у нас нет ничего даже на четверть близкого к этому.
Фостер строит по всему миру, и Германия не стала исключением. В 1997 году во Франкфурте-на-Майне было завершено строительство Commerzbank Tower. На момент постройки здание являлось самым высоким в Европе и удерживало это звание до 2005.
Как и во многих других проектах Фостера, здесь рулят ажурные металлоконструкции, позволяющие создавать большие рекреационные зоны и удобные, хорошо освещенные рабочие места.
Внутри здания сконструирован световой атриум, а между офисными блоками располагаются зимние сады.
Это не последний пост про Фостера, благо он плодовит (точнее у него большое бюро с большим количеством талантливых сотрудников).