По хорошей погоде теплоход "Игорь Фархутдинов" доходит на Итуруп сюда из Корсакова примерно за 20 часов. Курилы встречают высоким лесистым полуостровом Чирип, на добрых 20 километров вдающимся в Охотское море:
Его венчают вулканы Чирип (1589м) и Богдан Хмельницкий (1585м), между которыми то ли инопланетным, то ли инфернальным ландшафтом смотрится месторождение серы:
А ниже, у самого моря - лавовое плато Янкито, куда мы так и не дошли. На самом деле оно в пешей досягаемости Курильска и по чужим фотографиям кажется одним из самых впечатляющих мест Итурупа - его скалы похожи на пламя с тонкими языками едва подвластных законам физики форм. Более того, Янкито - ещё и древнейшее на Итурупе обитаемое место: первые айны, или точнее люди культуры Дзёмон обосновались здесь 9000 лет тому назад.
Рядом - элитного вида гостиница, или может быть резиденция Александра Верховского - нынешнего "Хозяина Курил":
Итуруп - с большим отрывом крупнейший из Курильских островов: 3,2 тыс. квадратных километров, то есть примерно треть всего архипелага, немногим меньше, чем следующие по величине северный Парамушир и южный Кунашир суммарно. Вытянут Итуруп меж Тихим океаном и Охотским морем на 200 километров, а шириной варьируется от 7 до 27 - в самом широком месте, то есть у полуострова Чирип, он превосходит Сахалин у перешейка Поясок. Многочисленные извилистые полуострова, далеко тянущиеся в Охотское море, напомнили айнским рыбаками щупальца медузы. Медузой и прозвали они этот остров - Эторопу, Эторофу, Итуруп...
Были у него и другие названия - Земля Штатов, или корректнее Парламентская земля (1643, по голландцу Маартену де Фризу), Цитронный (1749, по нашему немцу Мартыну Шпанбергу) или просто Девятнадцатый остров - по купцам и промысловикам, которых снарядил сюда в 1770-е годы Павел Лебедев-Ласточкин.
На соседнем Урупе тогда выросло поселение Курилороссия, где жили русские, айны и алеуты - задолго до своего официального учреждения Курилы осваивала Русско-Американская компания. Несколько курилороссов в поисках лучшей доли самовольно сбежали на Итуруп, где изрядно удивляли японских землемеров - бородатые, но не айны. Всерьёз же, официальными поселениями, Российская империя сюда так и не пришла, а в 1855-м году Итуруп отошёл Японии.
Крупнейший остров провинции Тисима меж двух судоходных проливов (ныне де Фриза на севере и Екатерины на юге) закономерно стал в ней главным, и даже делился на 3-4 уезда: с юга на север Эторофу, Фуребецу (до 1923), Сяна и Сибетору. Японцы, изведя айнов, жили тут почти равномерно - в основном хуторами на одну семью в устьях промысловых речек. Русские же предпочли собраться в посёлки, поэтому и нынешнего Итурупа, который сам себе Курильский район, обитаема у Итурупа лишь маленькая средняя часть от охотского полуострова Чирип до тихоокеанского залива Косатка. Проезжие дороги расходятся примерно на треть длины острова.
На прошлых кадрах - увенчанные кекурами мысы по разным сторонам широкого и беззащитного перед штормами Курильского залива. Справа - Брескенс, венчающий Чирип, слева - Ксана на полуострове Пржевальского, за которым скрывается красивейшая Золотая Бухта. А впереди - неповторимый абрис гор и хорошо заметное устье Курилки:
Горы - это Грозный хребет, с другой стороны обрывающийся в открытый Тихий океан. На кадре выше хорошо заметны три вулкана - Баранского (1134м), Иван Грозный (1158м) и Тебенькова (1212м). Грозный в 1989 даже оправдал своё название, устроив последнее на Южных Курилах извержение, а вот Баранского для Курильска - "домашний". Он же нависает над Курильском, хотя я бы подумал скорее на Ивана Грозного: пологий Горячеводный перевал и острая Волчок-гора смотрятся державой и скипетром. В Курильске - цветастые домики, устье речки с похожим на лицо обрывом и гигантский глобус на противоположном берегу:
При взгляде с моря Курильск радует глаз - новые дома, построенные в рамках борьбы с ветхим жильём, и огромное здание на въезде, в котором уживаются ДК, бассейн и администрация города.
Но "Фарх" берёт левее. При всём обилие бухт и мысов, столица Итурупа лишена удобной гавани. Непосредственно к Курильску большой теплоход не может подойти в принципе, да и весь этот залив становится опасным в шторма или торосы. Поэтому Итуруп из трёх островов самый дорогой - зимой тут регулярно случаются перебои снабжения.
Курильский порт же расположен в 4 километрах от города, в самом уголке Курильского залива, но зато единственный на маршруте "Фарха" может похвастаться "высокой платформой":
На кадре выше - лоцманский катер и далёкий морвокзал. Напротив пассажирского порта - рыбный, и во время долгих стоянок хорошо видно, как сюда один за другим приходят катера. Привязанные лодки-кунгасы с пробитыми щелями, в которые свободно проникает вода, служат грузовыми прицепами для рыбы из стоящих в заливе сетей:
С другой стороны, на высоком берегу - подобие деревянного судна. Ясный - ещё одно название порта:
Посёлок же и вовсе Китовый, прежде Наёка, и населением (500 человек) уступает Курильск лишь втрое.
Вот так "Ясный" выглядит с палубы - на самом деле это просто площадка, со стороны порта обшитая под дерево. У причала вдали - наш "Фархутдинов":
Порт, рыбзавод и вулкан Богдан Хмельницкий - главная доминанта пейзажа Курильска. Речной вокзал же отсюда почти не виден - стоит он в распадке и там, в отличие от борта "Фарха", не ловит мобильник. Так что даже чтоб вызвать такси, нам пришлось сначала подняться в посёлок.
На остановке с нами разговорилась местная тётушка, которая приехала сюда аж из Ташкента, привезя с собой любовь к фруктам и неприязнь к рыбе: это, чтоб было ясно, примерно как если бы АВПшного "зимовщика" жизнь закинула на Таймыр.
Сначала тётушка указала нам дом, где сдают жильё - но жильё оказалось во-первых с кошкой (а у меня аллергия), во-вторых не менее чем на месяц (за 15 000 рублей), а в-третьих занято: я ещё не знал, сколь веско в Курильске звучит слово "путина".
Тогда тётушка позвонила Жене, и когда к остановке подкатил грузовой джип, я с удивлением обнаружил, что Женя - не он, а она. Разбитная обаятельная баба, без которой в фэнтези-романах не обходится ни один порт, скомандовала нам загрузить рюкзаки в багажник, и мы помчались в город. Асфальт под колёсами был гладким, как стекло, но неприятным свойством Итурупа оказался полный аут с общественным транспортом - даже в Китовый автобус из Курильска ходит всего лишь трижды в день... Женя, ругаясь, что мы напрасно тратим её время, попыталась найти нам гостиницу.
В Курильске, теоретически, есть хостел, причём действительно хостел для туристов, а не мрачная общага для гастрбайтеров, и особый восторг у гостей вызывает имеющийся там сеновал. Вот только цены совершенно не хостельные, да и мест не оказалось всё равно. В итоге Женя увезла нас на противоположный конец Курильска, в ведомственную гостиницу фирмы "Гидрострой", и за 3000 рублей в сутки на двоих в нашем распоряжении оказался номер с удобствами, но без душа. Но на Итурупе всё вот так - дорого и неудобно...