Найти тему
Субъективный путеводитель

Итуруп. Как встречает крупнейший из Курильских островов?

По хорошей погоде теплоход "Игорь Фархутдинов" доходит на Итуруп сюда из Корсакова примерно за 20 часов. Курилы встречают высоким лесистым полуостровом Чирип, на добрых 20 километров вдающимся в Охотское море:

Его венчают вулканы Чирип (1589м) и Богдан Хмельницкий (1585м), между которыми то ли инопланетным, то ли инфернальным ландшафтом смотрится месторождение серы:

-2

А ниже, у самого моря - лавовое плато Янкито, куда мы так и не дошли. На самом деле оно в пешей досягаемости Курильска и по чужим фотографиям кажется одним из самых впечатляющих мест Итурупа - его скалы похожи на пламя с тонкими языками едва подвластных законам физики форм. Более того, Янкито - ещё и древнейшее на Итурупе обитаемое место: первые айны, или точнее люди культуры Дзёмон обосновались здесь 9000 лет тому назад.

-3

Рядом - элитного вида гостиница, или может быть резиденция Александра Верховского - нынешнего "Хозяина Курил":

Итуруп - с большим отрывом крупнейший из Курильских островов: 3,2 тыс. квадратных километров, то есть примерно треть всего архипелага, немногим меньше, чем следующие по величине северный Парамушир и южный Кунашир суммарно. Вытянут Итуруп меж Тихим океаном и Охотским морем на 200 километров, а шириной варьируется от 7 до 27 - в самом широком месте, то есть у полуострова Чирип, он превосходит Сахалин у перешейка Поясок. Многочисленные извилистые полуострова, далеко тянущиеся в Охотское море, напомнили айнским рыбаками щупальца медузы. Медузой и прозвали они этот остров - Эторопу, Эторофу, Итуруп...

Были у него и другие названия - Земля Штатов, или корректнее Парламентская земля (1643, по голландцу Маартену де Фризу), Цитронный (1749, по нашему немцу Мартыну Шпанбергу) или просто Девятнадцатый остров - по купцам и промысловикам, которых снарядил сюда в 1770-е годы Павел Лебедев-Ласточкин.

На соседнем Урупе тогда выросло поселение Курилороссия, где жили русские, айны и алеуты - задолго до своего официального учреждения Курилы осваивала Русско-Американская компания. Несколько курилороссов в поисках лучшей доли самовольно сбежали на Итуруп, где изрядно удивляли японских землемеров - бородатые, но не айны. Всерьёз же, официальными поселениями, Российская империя сюда так и не пришла, а в 1855-м году Итуруп отошёл Японии.

Крупнейший остров провинции Тисима меж двух судоходных проливов (ныне де Фриза на севере и Екатерины на юге) закономерно стал в ней главным, и даже делился на 3-4 уезда: с юга на север Эторофу, Фуребецу (до 1923), Сяна и Сибетору. Японцы, изведя айнов, жили тут почти равномерно - в основном хуторами на одну семью в устьях промысловых речек. Русские же предпочли собраться в посёлки, поэтому и нынешнего Итурупа, который сам себе Курильский район, обитаема у Итурупа лишь маленькая средняя часть от охотского полуострова Чирип до тихоокеанского залива Косатка. Проезжие дороги расходятся примерно на треть длины острова.

-6

На прошлых кадрах - увенчанные кекурами мысы по разным сторонам широкого и беззащитного перед штормами Курильского залива. Справа - Брескенс, венчающий Чирип, слева - Ксана на полуострове Пржевальского, за которым скрывается красивейшая Золотая Бухта. А впереди - неповторимый абрис гор и хорошо заметное устье Курилки:

Горы - это Грозный хребет, с другой стороны обрывающийся в открытый Тихий океан. На кадре выше хорошо заметны три вулкана - Баранского (1134м), Иван Грозный (1158м) и Тебенькова (1212м). Грозный в 1989 даже оправдал своё название, устроив последнее на Южных Курилах извержение, а вот Баранского для Курильска - "домашний". Он же нависает над Курильском, хотя я бы подумал скорее на Ивана Грозного: пологий Горячеводный перевал и острая Волчок-гора смотрятся державой и скипетром. В Курильске - цветастые домики, устье речки с похожим на лицо обрывом и гигантский глобус на противоположном берегу:

При взгляде с моря Курильск радует глаз - новые дома, построенные в рамках борьбы с ветхим жильём, и огромное здание на въезде, в котором уживаются ДК, бассейн и администрация города.

Но "Фарх" берёт левее. При всём обилие бухт и мысов, столица Итурупа лишена удобной гавани. Непосредственно к Курильску большой теплоход не может подойти в принципе, да и весь этот залив становится опасным в шторма или торосы. Поэтому Итуруп из трёх островов самый дорогой - зимой тут регулярно случаются перебои снабжения.

-10

Курильский порт же расположен в 4 километрах от города, в самом уголке Курильского залива, но зато единственный на маршруте "Фарха" может похвастаться "высокой платформой":

-11

На кадре выше - лоцманский катер и далёкий морвокзал. Напротив пассажирского порта - рыбный, и во время долгих стоянок хорошо видно, как сюда один за другим приходят катера. Привязанные лодки-кунгасы с пробитыми щелями, в которые свободно проникает вода, служат грузовыми прицепами для рыбы из стоящих в заливе сетей:

-12

С другой стороны, на высоком берегу - подобие деревянного судна. Ясный - ещё одно название порта:

-13

Посёлок же и вовсе Китовый, прежде Наёка, и населением (500 человек) уступает Курильск лишь втрое.

Вот так "Ясный" выглядит с палубы - на самом деле это просто площадка, со стороны порта обшитая под дерево. У причала вдали - наш "Фархутдинов":

-15

Порт, рыбзавод и вулкан Богдан Хмельницкий - главная доминанта пейзажа Курильска. Речной вокзал же отсюда почти не виден - стоит он в распадке и там, в отличие от борта "Фарха", не ловит мобильник. Так что даже чтоб вызвать такси, нам пришлось сначала подняться в посёлок.

-16

На остановке с нами разговорилась местная тётушка, которая приехала сюда аж из Ташкента, привезя с собой любовь к фруктам и неприязнь к рыбе: это, чтоб было ясно, примерно как если бы АВПшного "зимовщика" жизнь закинула на Таймыр.
Сначала тётушка указала нам дом, где сдают жильё - но жильё оказалось во-первых с кошкой (а у меня аллергия), во-вторых не менее чем на месяц (за 15 000 рублей), а в-третьих занято: я ещё не знал, сколь веско в Курильске звучит слово "пут
ина".


Тогда тётушка позвонила Жене, и когда к остановке подкатил грузовой джип, я с удивлением обнаружил, что Женя - не он, а она. Разбитная обаятельная баба, без которой в фэнтези-романах не обходится ни один порт, скомандовала нам загрузить рюкзаки в багажник, и мы помчались в город. Асфальт под колёсами был гладким, как стекло, но неприятным свойством Итурупа оказался полный аут с общественным транспортом - даже в Китовый автобус из Курильска ходит всего лишь трижды в день... Женя, ругаясь, что мы напрасно тратим её время, попыталась найти нам гостиницу.

В Курильске, теоретически, есть хостел, причём действительно хостел для туристов, а не мрачная общага для гастрбайтеров, и особый восторг у гостей вызывает имеющийся там сеновал. Вот только цены совершенно не хостельные, да и мест не оказалось всё равно. В итоге Женя увезла нас на противоположный конец Курильска, в ведомственную гостиницу фирмы "Гидрострой", и за 3000 рублей в сутки на двоих в нашем распоряжении оказался номер с удобствами, но без душа. Но на Итурупе всё вот так - дорого и неудобно...